В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Глава 11 ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

§ 1. Понятие и основания прекращения брака

 


В теории семейного права под прекращением брака понимается обусловленное наступлением определенных юридических фактов прекращение на будущее правоотношений, возникших между супругами из юридически оформленного брака]. Прекращение брака отличается от признания его недействительным тем, что оно направлено в будущее, тогда как признание брака недействительным имеет обратную силу и прекращает правовые последствия брака с момента его заключения.

Согласно ст. 104 СК брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или объявления его умершим или вследствие расторжения брака. Это исчерпывающий перечень оснований прекращения последнего.

Право-и дееспособность лица прекращаются с наступлением его смерти - определенного юридического факта, подтверждается справкой учреждения здравоохранения или показаниями свидетелей. При этом регистрация прекращения брака в органе ЗАГСа не нужна, регистрируется только сам факт смерти.

Порядок и условия объявления физического лица умершим определяются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 46 ГК лицо может быть объявлено судом умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших ему смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Лицо, которое пропало бесследно в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим по истечении двух лет со дня окончания этих действий.

Вопрос об объявлении лица умершим решается судом по месту жительства заявителя. Юридические последствия судебного решения приравниваются к тем же последствиям, которые наступают в случае смерти лица. Согласно ст. 264 ГПК решение суда об объявлении лица умершим является основанием для регистрации его смерти в органе ЗАГСа и выдачи Свидетельства о смерти.

С момента вынесения судом решения об объявлении лица умершим брак с ней считается прекращенным. Мужчина или

жена этого лица имеют право вступить в новый брак после получения судебного решения об объявлении умершими бывшего мужа или бывшей жены. Однако лицо, объявленное умершим (если на самом деле она жива), не имеет права вступать в новый брак независимо от того, известно ему или нет об объявлении его умершим.

Если же лицо, которое было объявлено умершим, появилась и соответствующее решение суда отменено в соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК, ее брак с другим лицом возобновляется при условии, что никто из них не находится в повторном браке (ст. 118 СК). При этом никаких заявлений о возобновлении брака не требуется.

Надо отметить, что приведенное положение противоречит закрепленному в ч. 1 ст. 51 Конституции принципа свободы брачного союза, из которого следует, что никто не может быть принужден к возобновлению брака вопреки его воле. Поэтому целесообразнее было бы закрепить в СК возможность возобновления брака в такой ситуации (как и в случае появления мужа, жены, признанных безвестно отсутствующими) только при наличии прямого волеизъявления обоих супругов.

Возобновление брака органом ЗАГСа имеет обратную силу, в нас-. лидок чего жена и муж признаются находящимися в браке, с момента его государственной регистрации, а не с момента возобновления брака.

В жизни бывают случаи, когда один из супругов умирает после расторжения брака по решению суда, но до или в день вступления в силу. В связи с этим возникает вопрос: что следует считать в таком случае основанием прекращения брака - смерть одного из супругов или его расторжения по решению суда? Этот вопрос имеет большое практическое значение, поскольку от его решения зависят правовые последствия, наступающие для того из супругов, кто остался жив. Ведь если брак прекращен вследствие смерти одного из супругов, второй из них наследует его имущество, а если в результате расторжения брака судом - нет.

Статья 104 СК закрепляет правовое регулирование данного вопроса. Так, ч. Из этой статьи устанавливает, что если один из супругов умер до вступления в силу решения суда о расторжении брака, считается, что брак прекратился вследствие его смерти. При этом второй из супругов может быть наследником первой очереди после умершего. Данное положение соответствует действующему гражданско-процессуальному законодательству. Но одновременно оно не соответствует высказанному волеизъявлению умершего. Ведь в таком случае фактически наследником будет бывший муж или бывшая жена. Представляется, что такая ситуация может нарушать интересы других наследников, особенно если до вынесения судебного решения о расторжении брака жена и муж долго не проживали разом1.

Если же один из супругов умирает в день вступления в силу решения суда о расторжении брака, вполне справедливо считается, что он прекратился вследствие его расторжения (ч. 4 ст. 104 СК). 3. Ромовская отмечает, что это правило подлежит расширительное толкование и должно применяться не только по отношению вступления в силу судебного решения, но и по дня вынесения органом РАГСа постановления о прекращении шлюбу2. То есть если один из супругов умирает в день вынесения такого постановления, брак считается прекращенным вследствие его расторжения.

При жизни супругов брак может быть прекращен вследствие волеизъявления одного или обоих супругов (опекуна недееспособных мужа, жены) путем его расторжения (развода). Термины "расторжение брака" и "развод" рассматриваются в теории семейного права и применяются в правоприменительной практике органов ЗАГСа и судов как синонимы.

Согласно действующему законодательству брак может быть расторгнут по постановлению органа ЗАГСа или по решению суда. Возможность прекращения брака на основании волеизъявления одного или обоих супругов является проявлением принципа свободы брака, его расторжение и равенства супругов. Поскольку заключения брака осуществляется на свободных и добровольных началах, никто не может быть принужден к сохранению супружеских отношений, если потерять их основа. Поэтому правом предъявления иска о расторжении брака СК наделяет обоих супругов. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. ПО СК иск не может быть предъявлен в течение беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка, кроме случаев, когда один из супругов совершил противоправное поведение, содержащее признаки преступления, относительно второго из них или их ребенка. Согласно ч. указанной статьи муж, жена имеют право предъявить указанный иск в течение беременности жены, если отцовство зачатого ребенка признано другим лицом, а согласно ч. 4 этой статьи они вправе предъявить такой иск, если отцовство относительно ребенка в к-

достижения им одного года признано другим лицом или если по решению суда сведения о мужчине как отце ребенка исключены из актовой записи о его рождении.

Рассмотрим это положение подробнее. Как известно, согласно ст. 38 КоБС человек не имел права без согласия жены предъявлять иск о расторжении брака в течение ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка. Женщина имела право требовать расторжения брака независимо от указанных обстоятельств. Это правило расценивалось большинством ученых как способ защиты прав и интересов женщины-матери и ребенка. Вместе высказывалось мнение о том, что безоговорочное право жены предъявлять указанный иск является одним из проявлений гендерного неравенства, гендерной асимметрии супругов в шлюби1. Согласно же СК, как уже отмечалось, не только человек, но и жена не имеет права предъявлять иск о расторжении брака в течение ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка. 3. Ромовская считает, что это положение обеспечивает соблюдение конституционного принципа равенства женщины и мужчины в браке и защиту семьи державою2. Противоположное мнение высказывает И. Жилинкова. Она справедливо отмечает, что указанное положение существенно ограничивает права женщины-матери и не обеспечивает защиту прав дитини3. Ведь даже в тех случаях, когда семейные отношения не сложились, супруги будет обязано в течение почти двух лет (время беременности жены плюс год после рождения ребенка) находиться в браке, которого фактически не существует. Вряд ли такая ситуация обеспечивать равенство супругов в браке. Особый же сомнение вызывает то, что она положительно влиять на психическое состояние беременной женщины, а позже - и рожденного ею ребенка.

Правило, закрепленное в ч. 2 ст. 110 СК, применяется и в том случае, когда ребенок родился мертвым или умер (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О применении судами некоторых норм Кодекса о браке и семье Украины").

Наряду с закреплением материально-правовых оснований прекращения брака семейное законодательство регулирует процессуальный порядок его расторжения.

Расторжение брака контролируется государством и может осу-снюватися только соответствующими государственными органами. Ими являются органы ЗАГСа, а в случаях, предусмотренных СК, - суд. Тот или иной порядок расторжения брака предусмотрен СК и не может быть определен по желанию сторон. Так, брак с лицом, признанным судом недееспособным, расторгается только органом ЗАГСа (п. 2 ч. 1 ст. 107 СК). Второй из супругов не может требовать от суда расторжения брака с недееспособным супругом.

Действующее законодательство предусматривает, что разорвать можно только брак, заключенный в законном порядке, с соблюдением всех условий и оснований его заключения, то есть только действительный брак. Фактическое прекращение брака с целью дальнейшего невозобновления брачных отношений не является разводом с позиции закона. Поэтому в этих условиях брак продолжать порождать семейные отношения, кроме случаев постановления судом решения об установлении режима отдельного проживания супругов (статьи 119 - 120 УК).

В СК впервые в семейном законодательстве фигурирует понятие "режим отдельного проживания супругов". Согласно ч. 1 ст. 119 СК этот режим устанавливается для супругов судом в случае невозможности или нежелания жены и (или) мужа проживать совместно. Однако не совсем понятна практическая необходимость его установки, а также то, каким образом это согласуется с действующим законодательством. Во-первых, Конституция закрепляет свободный выбор места жительства, причем независимо от того, находится человек в браке или нет, то есть жена и муж в любом случае могут проживать как совместно, так и отдельно. Этот вопрос они решают по собственному усмотрению. Во-вторых, если жена и муж не имеют возможности или не желают проживать совместно, нет необходимости сохранять такой брак. При этом они должны обращаться в суд или орган ЗАГСа с заявлением о расторжении, а не об установлении для них режима отдельного проживания.

Из содержания ч. 2 ст. 119 следует, что режим отдельного проживания супругов устанавливается в тех случаях, когда семейные отношения между женой и мужем утрачены, и прекращает свое существование в случае их обновления. Однако установление этого режима не связывается с фактическим прекращением брака. Поэтому возможна ситуация неоднократного установления и прекращения указанного режима, может затруднять порядок определения правового режима имущества, приобретенного супругами за время брака.

В ст. 119 СК недостаточно четко, на наш взгляд, определенные основания и порядок установления и прекращения режима раздельного проживания жены и мужа. Так, основаниями установления такого режима признается невозможность и нежелание обоих или одного из супругов проживать совместно. Однако это оценочные категории. Вряд ли суд может однозначно установить указанные обстоятельства.

Согласно ч. 1 ст. 119 СК режим отдельного проживания может устанавливаться судом по заявлению супругов или иску одного из них. Однако ч. 2 этой статьи предусматривает два порядка его прекращения - автоматический (в случае возобновления семейных отношений) и судебный (по решению суда, вынесенным на основании заявления одного из супругов). Представляется, что прекращение режима отдельного проживания супругов должно осуществляться в судебном порядке, поскольку устанавливается он по решению суда.

В течение брака у супругов возникают различные как личные неимущественные, так и имущественные права и обязанности. Наряду с их закреплением в СК они могут определяться в брачном договоре. Основанием возникновения этих прав и обязанностей является наличие брачных отношений. Если по решению суда для жены и мужа установлен режим отдельного проживания, их права и обязанности, возникающие в будущем, имеют регулироваться не семейным, а гражданским законодательством.

Часть 2 ст. 120 СК закрепляет такие важнейшие правовые последствия установления режима отдельного проживания супругов: 1) имущество, приобретенное в будущем женой и мужем, не будет считаться приобретенным в браке, 2) ребенок, рожденный женой по истечении десяти месяцев, не будет считаться происходящим от ее мужа 3) жена, муж могут усыновление вать ребенка без согласия второго из супругов.

СК впервые в семейном законодательстве предоставляет возможность заинтересованным лицам обращаться в суд с требованием признать расторжение брака, осуществленное органом ЗАГСа, фиктивным в двух случаях: 1) когда брак расторгнут этим органом по заявлению супругов, которые не имеют детей, 2) если брак расторгнут по заявлению одного из супругов в результате осуждения другого них за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет. Согласно ст. 108 СК по заявлению заинтересованного лица расторжение брака может быть признано судом фиктивным, если будет установлено, что в указанных случаях женщина и мужчина продолжали проживать одной семьей и не намеревались прекращать брачные отношения.

Как и фиктивный брак, фиктивный развод может осуществляться с целью получения обеими или одним из супругов каких-то материальных благ. Так, в недалеком прошлом к ??фиктивному расторжения брака прибегали некоторые лица, стоявшие в очереди на получение жилья, поскольку это позволяло получать отдельную квартиру как мужчине, так и жене.

Приведенный в ст. 108 СК перечень категорий разводов, которые могут быть признаны фиктивными, является исчерпывающим. Однако в жизни имеют место и другие случаи. Одним из них является ситуация, при которой один из супругов, который удерживает и воспитывает двух несовершеннолетних детей (одного ребенка от предыдущего брака, а вторую - от нынешнего), с целью уменьшения размера алиментов на ребенка от предыдущего брака фиктивно разрывает настоящее брак и якобы уплачивая алименты на двоих детей, тем самым уменьшает размер алиментов на первого ребенка. Поэтому, на наш взгляд, нет необходимости ограничивать категории фиктивных разводов. Однако надо четко определить условия, основания и порядок признания расторжения брака фиктивным.

Сейчас установлен судебный порядок признания развода фиктивным. Статья 108 СК предусматривает, что на основании решения суда орган РАГСа должно аннулировать актовую запись и свидетельство о расторжении брака. Это расторжения брака считается несостоявшейся и не порождает предусмотренных законодательством правовых последствий.