Принципы (или принципы) - это те определяющие идеи, согласно которым осуществляется регулирование семейных отношений.
Общие положения, то есть те универсальные принципы, которые являются основой всего семейного права Украины, определяются в ст. 7 СК. Кроме них, существуют также дополнительные принципы, на которых основываются нормы отдельных семейно-правовых институтов: принципы определения правового положения супругов, основы отношений родителей и детей и т. д..
Следует отметить, что в ст. 7 СК содержится довольно широкий (но не исчерпывающий) перечень основных принципов регулирования семейных отношений.
1. Предоставление приоритета в регулировании семейных отношений СК, который признается основным специальным законом в этой области. Преимущество перед СК, безусловно, Конституция. Она не упоминается в ст. 7 СК, очевидно, потому, что все нормы Конституции, касающиеся семейных отношений, продублированы в Кодексе.
Далее упоминаются «другие нормативно-правовые акты», но без ссылки на их отраслевую принадлежность. Отсюда можно сделать вывод об отсутствии специальной приоритетности отраслевого (семейного) законодательства. Практически это означает, что при отсутствии специальной нормы в СК преимущество имеют нормы законов, затем по юридической силе - подзаконных актов, регулирующих семейные отношения.
2. Семейные отношения могут быть также урегулированы по договоренности (договором) между их участниками. Поскольку договор, прежде всего, является категорией гражданского права, то во время договорного урегулирования семейных отношений должны применяться общие нормы ст. С ГК о свободе договора, а также глав 52 и 53 ГК относительно понятия и условий договора, его заключения, изменения и расторжения. При этом определяющим здесь должен быть принцип свободы договора, который заключается в предоставлении лицу полномочий пользоваться по своему усмотрению 2 возможностями: 1) возможностью заключать договоры (или воздерживаться от заключения договоров) 2) возможностью определять содержание договора по своему усмотрению, учитывая при этом встречную волю контрагента и ограничения относительно отдельных положений договора, установленные законом.
3. СК выходит ограничения регулирования семейных отношений правовыми средствами. Правда, в ч. З ст. 7 СК речь идет об ограничении «регулирование» вообще, однако по этой же нормы следует, что акты семейного законодательства не могут определять, регулируются семейные отношения нормами морали, религии и т. п., если последние не противоречат положениям Конституции.
Границы правового регулирования семейных отношений определяются «интересами их участников» и «интересами общества». И то, и другое так называемыми оценочными категориями, соответствие которым устанавливается судом.
4. При регулировании семейных отношений должно быть обеспеченности
не право на тайну личной жизни их участников и их
право на личную свободу.
Собственно, в данном случае речь идет об адаптации к регулированию семейных отношений общих требований о соблюдении прав и свобод физического лица, поскольку правила ст. 29 Конституции, ст 288, 289 ГК имеют общее значение, и семейные отношения не являются исключением. Указанное касается и недопустимости произвольного вмешательства в сферу семейной жизни, которое, опять-таки, означает требование обеспечения свободы личности, которую иногда называют «суверенитетом личности», вкладывая в это понятие возможность индивида определять тип и характер поведения, свое место в системе правоотношений по своему усмотрению .
5. Следующим принципом является положение ст 21, 24 Кон-
ции, согласно которым участник семейных, так же как и любой
которых других отношений, не может иметь привилегий или ограничений по
признакам расы, цвета кожи, пола и другим признакам. К сожалению, комментируемая норма не дает каких-то ориентиров относительно упомянутых в ней «других признаков», по которым также не допускается установление привилегий и ограничений для участников семейных отношений. Итак формально открытым остается вопрос, можно ли считать привилегией право родителей на воспитание детей, не является ограничением установления опеки над малолетним ребенком, оставшийся без родителей и т. д..
Однако путем комплексного толкования этой и других норм законодательства можно сделать вывод, что речь идет не об абсолютной недопустимости привилегий или ограничений в области семейных отношений, а о недопустимости последних в случаях, когда это противоречит положениям и сути норм Конституции и ГК (как главного после Конституции законодательного акта, определяющего статус физического лица).
6. Положение о том, что принципами регулирования семейных отношений является равенство прав и обязанностей супругов в семейных отношениях, браке и семье, соответствует требованиям ч. 1 ст. 51 Конституции.
7. Еще один принцип основывается на положениях ч. 1 ст. 52 Конституции и положениях Конвенции о правах ребенка 1989 г., согласно которым ребенку должна быть обеспечена возможность осуществления его прав, установленных Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, другими международными правовыми актами, признанными в Украине.
8. СК, определяя, что регулирование семейных отношений должно осуществляться с максимально возможным учетом интересов ребенка, нетрудоспособных членов семьи, сужает положения ч. 2 и 3 ст. 52 Конституции, которые устанавливают, что любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются по закону. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагается на государство, которое, к тому же, поощряет и поддерживает благотворительную деятельность в отношении детей.
Поскольку СК не может противоречить Конституции, то очевидно, что при регулировании семейных отношений в этой сфере следует руководствоваться именно ее положениями, а не правилам ч. 8 ст. 7 СК.
Вместе с тем, должно учитываться положение этой нормы по учета при регулировании семейных отношений интересов нетрудоспособных членов семьи.
9. Следующий принцип объединяет в себе сразу 4 основы
регулирования семейных отношений: 1) справедливость, 2) добро-
совестливость, 3) разумность 4) соответствие моральным принципам
общества.
Справедливость состоит в соответствии требованиям норм законодательства возможностям участников семейных отношений их выполнять.
Добросовестность предполагает такое отношение участников процесса регулирования семейных отношений к определению их содержания, которое обеспечивает надлежащее исполнение последних.
Разумность означает взвешенное отношение к определению содержания норм и сознательное следование последним.
При этом «добросовестность» должно пониматься как категория нравственная, отражающий учета лицом интересов других участников правоотношений, публичного интереса и т. д., а «разумность» - как категория интеллектуальная, предполагающая адекватность оценки лицом ценности субъективного права, целесообразности своих действий, последствия осуществления или неосуществления им права.
Соответствие моральным основам общества заключается в учете при установлении правил поведения в сфере семейных отношений мировоззренческих основ последних, менталитета, традиций и обычаев, сформировавшихся в течение длительного времени и сознательно передаются от поколения к поколению. Вместе с тем, формулировка СК. здесь несколько неточным, поскольку должно учитываться не только нравственность всего общества, но и той его особенной части, к которой принадлежат участники определенных отношений (например, национального меньшинства). Это следует из ст. 24 Конституции.
Указанные выше требования касаются не только регулирования семейных отношений, но и всей системы гражданских правоотношений (которые являются более широким понятием, чем отношения семейные): толкования норм законодательства и положений договоров; рассмотрения и разрешения споров судами и другими органами, указанными в законе, возможности адекватной защиты нарушенных прав или интересов, требования сочетание реализации прав в этой области с уважением прав и интересов других лиц, нравственности общества и т. д..
10. Принцип судебной защиты участников семейных отношений развивает положения ст. 124 Конституции, согласно которым правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, юрисдикция которых распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. При этом судебная защита возможна как по тем правам, которые прямо указаны в законе, так и в отношении тех, которые вытекают из норм Конституции или иного закона (см. постановление Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 г. № 9 «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия »). Судам подведомственны все споры о защите прав и свобод граждан (и не только в семейных отношениях). Суд не вправе отказать лицу в принятии искового заявления или жалобы, например, на том основании, что его требования могут быть защищены в другом порядке.
Вместе с тем, установление принципа судебной защиты прав и интересов не значит лишение участников семейных отношений возможности действовать иначе. их защита (как гражданских по своей сути прав и интересов) может осуществляться органами государственной власти, органами власти Автоном-ной Республики Крым, органами местного самоуправления, нотариусом, собственными силами в порядке самозащиты и т. д. (ст. ст. 17-19 ГК).