В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

 


В соответствии со ст. 8 СК если личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, другими членами семьи и родственниками не урегулированы СК, они регулируются соответствующими нормами ГК, если это не противоречит существу семейных отношений.

Таким образом, указанная норма СК определяет основы суб-сидиарного (дополнительного) применения норм гражданского законодательства к регулированию семейных отношений.

Как следует из его содержания, условий применения норм ГК к регулированию семейных отношений вроде есть: 1) имущественный характер семейных отношений, 2) неурегулированность их СК, 3) соответствие такого регулирования сути этих отношений.

Однако такой вывод противоречит принципам субсидиарного применения ГК, установленным ст. 9 ГК, которая предусматривает, что положения последнего применяются к семейным отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства.

С учетом существования указанной коллизии правовых норм, при решении вопроса о применении норм ГК к семейным отношениям следует исходить из того, что ГК по своей концепции и содержанию является кодексом частного права, которому отводится ведущая роль в системе законодательства, регулирующего отношения с участием частного лица . Итак положения ГК должны применяться не только к «чисто гражданских», но и к любым отношений (как имущественных, так и неимущественных) субъектов частного права, не урегулированы специальным законодательством. Другое решение неизбежно ухудшает положение лиц, состоящих в семейных отношениях по сравнению с теми, которые не являются участниками таких отношений.

К этому следует добавить, что, как следует из сути дополнительного применения норм одной отрасли законодательства к отношениям иной отрасли, речь идет о субсидиарное применение не только ГК, но и иных правовых актов. Вместе с тем, для субсидиарного применения к семейным отношениям норм ГК необходима неурегулированность семейных отношений не только нормами СК, но и другими актами специального семейного законодательства.

Что касается требования соответствия норм ГК «существу семейных отношений», к которым они могут применяться субсидиарно, то такое требование слишком неконкретного, чтобы значение критерия определения круга норм ГК, подлежащих применению. Зато более правильным является руководствоваться теми соображениями, что нормы ГК могут применяться в случае пробелов в семейном законодательстве в любых семейных отношений, имеющих имущественный характер, а также в тех неимущественных отношений, содержание которых охватывается положениями кн. 2 ГК «Личные неимущественные права физического лица».