В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

 


Законом регламентирован вопрос отнятия от родителей или одного из них ребенка (детей) без лишения родительских прав. Основаниями для этого является уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка, жестокое обращение с ребенком, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо прибегают к любым видам эксплуатации ребенка, принуждают его к попрошайничеству и бродяжничеству или другие случаи, когда оставление ребенка у них опасно для его жизни, здоровья и морального воспитания.

По общему правилу отобрании ребенка осуществляется на основании судебного решения. При этом в зависимости от обстоятельств дела ребенок может быть отобрана:

- От одного из родителей и передана другому;

- От обоих родителей и передана бабе, деду и другим родственникам, но с их согласия;

- От обоих родителей и передана органу опеки и попечительства.

В ч. 2 ст. 170 СК говорится об исключении из общего правила: если есть непосредственная угроза для жизни или здоровья, то она может быть отнята у родителей по решению органа опеки и попечительства или прокурора. Это решение подлежит немедленному исполнению.

Решение органа опеки и попечительства об отобрании ребенка, принято во исполнение ч. 2 ст. 170 СК, не является непосредственным основанием для выполнения его государственным исполнителем. По ст. С Закона «Об исполнительном производстве» в перечне решений, подлежащих исполнению государственной исполнительной службой, не предвидится решения органа опеки и попечительства и решения прокурора о немедленном отобрании ребенка от родителей. В ст. 78 Закона говорится о выполнении решения об отобрании ребенка, но не указано, решение какого органа должно быть основанием для государственного исполнителем: только решение суда об отобрании ребенка, решения органа опеки и попечительства, или решения прокурора.

Исходя из анализа ч. 2 ст. 170 СК, орган опеки и попечительства может постановить решение об отобрании ребенка, но после этого он обязан немедленно уведомить прокурора и в 7-дневный срок обратиться в суд с иском об отобрании ребенка от матери, отца без лишения их родительских прав или пред 'явить иск о лишении родителей или одного из них родительских прав.

Прокурор по ч. 2 ст. 170 СК может также принять решение о немедленном отобрании ребенка, и, как и орган опеки и попечительства, обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или отобрании ребенка от родителей без лишения родительских прав.

Относительно предыдущего решения органа опеки и попечительства и решения прокурора об отобрании ребенка, если для этого возникли обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью ребенка, то его можно расценивать как своеобразный способ обеспечения иска, применяется органом государства - органом опеки и попечительства или прокурором , которые в дальнейшем предъявлять в интересах ребенка в суд иск о его отобрании от родителей. Сейчас вопросы обеспечения иска регулируются в действующем Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) Украины, и такое обеспечение допускается только судом, а не органом опеки и попечительства.

Относительно ст. 78 Закона «Об исполнительном производстве», то в этой норме речь идет именно о выполнении государственным исполнителем решения суда об отобрании ребенка. При исполнении решения обязательно должна присутствовать лицо, которому ребенок передается на воспитание, с обязательным привлечением органа опеки и попечительства.

Если ребенок не отобрана до принятия решения судом, то при выполнении этого решения государственный исполнитель может обратиться в суд с представлением о решении вопроса о временном устройстве ребенка в детский или лечебного учреждения.

Ребенок может отбираться не только от родителей, но и от других лиц, с которыми она проживает. В таком случае применяются все указанные выше положения ст. 170 СК.

В ч. 4 ст. 170 СК говорится, что при удовлетворении иска об отобрании ребенка от отца, матери без лишения их родительских прав, суд решает вопрос о взыскании с них алиментов на ребенка. Исходя из буквального анализа положения этой нормы, можно сделать вывод, что суд по своей инициативе взимает такие алименты, но такое положение противоречит принципу состязательности и ст. 15 ГПК, поскольку, опять же, суд должен решать вопрос о взыскании алиментов только на основании предъявленного иска, а не по собственной инициативе. Поэтому требование о взыскании алиментов должна быть отражена в заявлении об отобрании ребенка, предъявленной одним из родителей, прокурором, органом опеки и попечительства, а также другими лицами. Если заявление о взыскании алиментов предъявлено отдельно от иска об отобрании ребенка, целесообразно эти заявления объединить в одно производство.

Необходимо отметить, что в случае отобрания ребенка родительские права лишь ограничиваются, некоторые из них временно останавливаются, но родители не лишаются их в полном объеме. Поэтому отобрании ребенка характеризуется следующими чертами: не производится право на воспитание, решение вопросов по обучению ребенка, его места жительства, представительства интересов ребенка, прекращается взыскание алиментов на ко-пользу одного из родителей на содержание ребенка, если у него отобрана ребенок. Но родители, у которых отобраны ребенка, имеют право на наследование после смерти ребенка, на получение от нее алиментов, на встречу с ребенком. Отобрании ребенка имеет временный характер.

Возможность возврата ребенка закреплено в ч. З ст. 170 СК, но она не детализирована. То есть, по общему правилу если отпадут причины, которые препятствовали надлежащему воспитанию ребенка, т. е. условия, предусмотренные в пунктах 2-5 ч. 1 ст. 164 СК, то родители могут обратиться в суд с заявлением о принятии решения о возвращении им ребенка.