Статья 26. Объем гражданской правоспособности физического лица
1. Статья 26 ГК рассматривает вопрос объема правоспособности. В ней, в частности, отмечается, что все физические лица являются равными в способности иметь гражданские права и обязанности, независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, рода занятий, физического или психического здоровья, имущественного, социального положения , места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к тем или других политических партий и общественных организаций.
2. Однако, кроме вопросов равного объема правоспособности физических лиц, комментируемая статья определяет также и содержание правоспособности. Несмотря на то, что в тексте статьи не фигурирует понятие «содержание правоспособности физических лиц», под ним понимается вся совокупность прав и обязанностей, который может иметь физическое лицо. При этом, в отличие от ГК УССР 1963 г. и большинства ЦК стран СНГ, отечественный законодатель решил отказаться от присущей советскому свитосприй-понятием модели прав, дарованных лицу государством. Именно в связи с этим, комментируемая статья не содержит даже ориентировочного перечня прав или обязанностей, которые могут принадлежать физическим лицам.
3. При этом в статье проведена дифференциация прав в зависимости от того, как они связаны с имущественным субстратом. Так, в соответствии с положениями выделяются личные неимущественные и имущественные права. Понятие «личные неимущественные права» охватывает такие гражданские права, которые пожизненно принадлежат каждому физическому лицу от рождения или по закону. Они не имеют экономического содержания и неразрывно связаны с лицом - носителем этого права (более подробно см.. Ст. 269 ГК и комментарий к ней). Что касается «имущественных прав», то их определение четко не закреплено в действующем законодательстве. Время в п. 2 ст. 190 ГК определяется, что имущественные права являются вещественными правами, а по своей правовой природе определяются как не-потребительская вещь. Однако, по нашему мнению, такой подход несколько зауженный, поскольку к имущественным правам следует относить не лище вещные права, но и подавляющее большинство обязательственных, исключительных и корпоративных прав. Поэтому, по нашему мнению, под понятием «имущественные права» более правильно было бы понимать гражданские права, которые имеют определенный экономический смысл. При этом для правовой характеристики имущественного права нет смысла выделять такой признак, как неразрывную связь с носителем этого гражданского права, поскольку, в отличие от личных неимущественных прав, имущественные права могут быть отделены от лица-носителя и отчуждены или переданы другим лицам (части 3, 4 ст. 12 ГК).
4. Как указано в ч. 2 ст. 26 ГК, физическое лицо имеет все личные неимущественные права, установленные Конституцией Украины и ЦК. Это означает, что прежде физическое лицо наделяется всеми гражданскими правами, указанными в Конституции Украины, к которым в частности относятся: а) право на жизнь (ст. 27), б) право на охрану здоровья (ст. 49), в) право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 50) г) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29) д) право на неприкосновенность личной и семейной жизни (ст. 32); е) право на уважение достоинства и чести (ст. 28); е) право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (ст. 31); ж) право на неприкосновенность жилища (ст. ЗО), с) право на свободный выбор места жительства и на свободу передвижения (ст. 33), и) право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества (ст. 54) и т. п.. Важность именно этой категории личных неимущественных прав состоит в том, что они составляют основной фундамент личных неимущественных прав физического лица, в результате чего подавляющее большинство из них прямо продублирована в Книге 2 ГК. Кроме этого, согласно ст. 64 Конституции Украины и ст. 274 ГК они могут быть ограничены только в случаях, прямо предусмотренных Конституцией Украины.
Кроме Конституции Украины, физическое лицо наделяется также и теми личными неимущественными правами, которые установлены ГК, в частности: право физического лица, которое находится на стационарном лечении (ст. 287 ГК), право на донорство (ст. 290 ГК), семью ( ст. 291 ГК), опека или попечительство (ст. 292 ГК), имя (ст. 294 ГК), неприкосновенность деловой репутации (ст. 299 ГК), индивидуальность (ст. 300 ГК) и т. д.. Такое же по содержанию положения указанное и в ст. 270 ГК.
5. По аналогичному принципу построена формула гражданской правоспособности физического лица в сфере имущественных прав. По ст. 26 ГК физическое лицо способно иметь все имущественные права, установленные настоящим Кодексом, другим законом. Это означает, что она имеет право приобретать всей совокупности законодательно закрепленных имущественных прав. К основным из них относятся: право собственности (статьи 13,41 Конституции Украины, глава 23 ГК), право на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 42 Конституции Украины, ст. 50 ГК), право осуществлять любые сделки, не противоречащие актам гражданского законодательства, а также моральным принципам общества (ст. 203 ГК), имущественные права автора произведений литературы, науки, искусства, изобретений и других объектов права интеллектуальной собственности (ст. 41 Конституции, книга 4 ГК) и т. д..
6. Данная статья содержит положение, согласно которому физическое лицо способно иметь другие гражданские права, не установленные Конституцией Украины, ЦК, другим законом, если они не противоречат закону и моральным принципам общества. Такой подход законодателя относительно объема прав физического лица абсолютно оправдан, поскольку ни одним нормативным актом нельзя определить исключительный перечень возможностей физических лиц. Однако законодатель не указывает, каким образом необходимо обеспечивать соответствующую возможность субъективным правом. Такое умолчание, по нашему мнению, имеет как теоретическое, и практическое значение. Ведь каждое субъективное право в соответствии с принципом «юридической синхронности» должно быть обеспечено соответствующим обязанностью, а невыполнение последнего, в свою очередь, должно быть обеспечено ответственностью. Если физическое лицо начнет произвольно создавать для себя, по своему усмотрению, различные гражданские права (например, право на храп, право на получение удовольствия от общения с природой), то данные права будут носить характер декларативных. Поэтому, когда возможность физического лица не обеспечена, то она не может претендовать на характер субъективного гражданского права. Представляется, что более целесообразно в этом случае говорить о охраняемый законом интерес. Кроме этого, следует заметить, что такой свободный подход в чем-то противоречит и положениям ст. 92 Конституции Украины, согласно которой права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод и основные обязанности должны определяться исключительно законом Украины.
С целью предупреждения перерастания субъективного права в произвольное создание физическими лицами своих декларативных прав, законодатель устанавливает определенный фильтр, в виде оговорки: если данные права не противоречат закону и моральным принципам общества. Под понятие «противоречат закону», по нашему мнению, подпадают те права, наличие которых у физических лиц прямо запрещена (например, согласно ст. 27 ГК физическое лицо не имеет права на заключение пра-вочину, которым ограничивается правоспособность других лиц), а также права, носителем которых не может быть физическое лицо (например, согласно ст. 984 ГК, по договору страхования, права страховщика может иметь только юридическое лицо). Что же касается того, что наличие права не может противоречить «моральным основам общества», то, на наш взгляд, несмотря существенную оциночнисть этого правила оно дает возможность судьям решать дело с учетом принципов справедливости, добросовестности и разумности (ст. С ГК).
7. Данная статья, кроме прав, закрепляет также способность физического лица иметь обязанности участника гражданских отношений. При этом лицо может иметь как имущественные, так и другие гражданские обязанности. Основания возникновения гражданских обязанностей установленные ст. 11 ГК.