1. Статья 31 ГК определяет объем гражданской дееспособности физических лиц, не достигших четырнадцати лет. Согласно действующему законодательству такие физические лица именуются «малолетними», а дееспособность, которой они наделены - «частичной». Учитывая незначительный жизненный опыт указанной категории физических лиц и фактическое их неспособность самостоятельно осознавать значение своих действий и руководить ими, законодатель определяет, что практически весь спектр дееспособности малолетних реализуют за них собственными действиями их законные представители, к которым следует отнести родителей (усыновителей) или опекунов.
Однако, несмотря на такую ??жесткую ограниченность, законодатель оставляет за малолетними определенный оперативный простор для осуществления закрепленной за ними частичной дееспособности в четко определенном объеме. К таким действиям малолетних, законодатель признает правомерными и с которыми связывает возникновение соответствующих правовых последствий, отнесены:
самостоятельное совершение мелкого бытового сделки;
осуществления личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом.
При этом, на наш взгляд, заслуживает поддержки высказанное в литературе мнение о том, что указанный перечень возможностей, которые включаются в частичной дееспособности несовершеннолетнего физического лица, является недостаточным для ее полноценного физического, духовного и социального развития. Так, в частности, важно поднять вопрос о необходимости включения в данный перечень ряда личных неимущественных прав малолетнего, права собственности на созданную малолетним вещь, права на защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов малолетнего физического лица, особенно при условии, если такое нарушение совершено со стороны его законных представителей т. д..
Отдельно следует обратить внимание и на возраст закрепления за малолетним лицом возможностей иметь указанные выше гражданские права. В гражданском законодательстве он определяется периодом от рождения физического лица и до четырнадцати лет. По нашему мнению, учитывая, что законодатель интерпретирует дееспособность не только как возможность своими действиями приобретать гражданские права, но и как возможность осуществлять их, мы убеждены, что для этого физическое лицо должно иметь хотя определенный возраст, по достижении которого она имеет физическую и психическую возможность приобретать своих гражданских прав и осуществлять их. Трудно представить себе, например, как ребенок, только что родился, может совершить мелкий бытовой право-чин или создать объект интеллектуальной собственности. Поэтому довольно обоснованным представляется подход законодателей некоторых зарубежных государств, которые устанавливают необходимость достижения малолетним определенного возраста для совершения указанных выше действий (например, шести лет согласно ст. 28 ГК Российской Федерации или семи лет согласно ст. 12 ГК Грузии и т. д.).
2. Под понятием «мелкую бытовую сделку» законодатель понимает сделка, наделен следующими признаками: а) касается предмета, имеющего невысокую стоимость б) удовлетворяет бытовые потребности малолетнего в) соответствует физическому, духовному или социальному развитию малолетнего. При этом чрезвычайно важно, чтобы все эти признаки характеризовали данный сделка в совокупности. Наличие только одного из них не делает его мелким бытовым. Так, не будет признаваться мелким бытовым сделка, совершенная малолетним на большую сумму. Аналогично будет рассматриваться как мелкую бытовую сделку, если оно совершено малолетним хотя и на небольшую сумму, однако не направлен на удовлетворение его бытовых нужд, не соответствует его физическому, духовному или социальному развитию (например, приобретение лотерейного билета, контрацептивных средств и т. п.). Если все же малолетним был совершенную сделку, который выходит за пределы мелкого бытового, то согласно ст. 221 ГК он будет считаться ничтожным, кроме случая, если впоследствии он будет одобрен его родителями (усыновителями) или одним из них, с кем он проживает, или опекуном. По общему правилу, сделки, выходящие за пределы мелкого бытового, должны совершаться его законными представителями на основаниях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 17 Закона Украины «Об охране детства» родители или лица, их заменяющие, не имеют права без разрешения органов опеки и попечительства заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению или специальной регистрации, отказываться от принадлежащих ребенку имущественных прав, осуществлять распределение, обмен, отчуждение жилья , обязываться от имени ребенка порукой, выдавать письменные обязательства.
3. Малолетнее лицо также может осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, которые охраняются законом. К таким правам прежде всего следует отнести право:
признания малолетнего творцом объекта права интеллектуальной собственности (ст. 423 ГК);
препятствовать любому посягательству на право интеллектуальной собственности, способному нанести ущерб чести или репутации творца объекта права интеллектуальной собственности (ст. 423 ГК);
требовать использование своего имени в связи с использованием произведения, если это возможно, или запрещать такое использование имени (ст. 438 ГК);
использовать псевдоним;
предоставить открытию, автором которого он является, свое имя или специальное название (ст. 458 ГК) и т. д..
Защиту указанных личных неимущественных прав осуществляется законными представителями несовершеннолетнего физического лица.
4. Положение комментируемой статьи признают малолетним правовой статус неделиктоздатнои физического лица. Это означает, что малолетнее лицо не несет ответственности за причиненный им вред. Основания и порядок возмещения вреда, причиненный малолетним лицом, определяются статьями 1178, 1181 ГК.