1. Правила ст. 225 ГК применяются к сделкам, совершенные дееспособным лицом, но при обстоятельствах, свидетельствующих о временном наличие у нее такого состояния, приводит к дефектам в формировании внутренней воли и ее истинного волеизъявления. По ст. 203 ГК одним из условий действительности сделки является соблюдение требования закона о том, что волеизъявление участника сделки должно быть свободным и отвечать его внутренней воле.
Поэтому законодатель определяет в ч. 1 ст. 225 ГК условия фактического состояния, которые не позволяют дееспособному физическому лицу адекватно выразить свою волю относительно совершенного сделки.
Для признания сделки имеющим дефекты воли и волеизъявления, а в конце является недействительным, необходимо установить наличие хотя бы одного из двух факторов, которые имели место в момент совершения сделки, а именно: дееспособное физическое лицо не осознавало значения своих действий или не могло руководить ними. С целью установления такого состояния гражданина в момент совершения сделки суд может назначить судебно-медицинскую экспертизу. Однако наличие (отсутствие) такого состояния может быть доказана и другими допустимыми доказательствами.
Причины состояния лица, при котором оно не осознавало значения своих действий или не могла руководить ими, могут быть разными: сильное нервное волнение, временное психическое расстройство, травма, болевой шок, сильное алкогольное или наркотическое опьянение и т. п.. Самостоятельное приведение физического лица в такое состояние не препятствует возможному признанию заключенного им сделки недействительной.
Сделка, определенный комментируемым статье, относится к категории оспариваемых. Иск о признании такой сделки недействительной может быть
подан самим лицом, его совершившее, а в случае его смерти - другими лицами, чьи гражданские права или интересы нарушены.
2. Состояние физического лица, в момент совершения сделки не могла понимать значение своих действий или руководить ими, может оказаться, что может привести к признанию его недееспособным согласно ст. 39 ГК. В таком случае опекун такого физического лица приобретает права на предъявление иска о признании заключенной сделки недействительной.
3. Общим следствием признания сделки недействительной по комментируемым статьей является двусторонняя реституция (см. комментарий к ст. 216 ГК). В случае, если другая сторона сделки знала о состоянии физического лица, которое не осознавало значения своих действий или не могла руководить ими в момент совершения сделки, оно обязано дополнительно возместить ей моральный вред, причиненный в связи с совершением такой сделки.