1. Общим правилом надлежащего функционирования отношений представительства является совершение представителем
сделок от имени представлюваного в пределах предоставленных полномочий. Вместе с тем, достаточно распространенным случаем нарушений в этой сфере является превышение полномочий, то есть произвольное увеличение представителем объема права на осуществление сделок, определенного указаниями представляемого, содержанием доверенности или нормами права.
При этом превышение может касаться количественных (число, веса, меры вещей; срока договора, нужно заключить; размера платы или покупной цены и т. п.) или качественных (предмета, контрагента, характера сделки) аспектов полномочия. Превышением полномочий следует считать также совершение действий, которые вообще не предусмотрены доверенности.
Статья 241 ГК предусматривает два варианта поведения представляемого, при представительстве с превышением полномочий: 1) она одобряет действия, совершенные от ее имени; 2) она отказывается от одобрения действий, совершенных от его имени с превышением полномочий.
Одобрение представителя возможно в различных формах: 1) одобрение путем заявления об этом, 2) одобрение молчаливым согласием, 3) одобрение путем осуществления так называемых конклюдентных действий, свидетельствующих о принятии сделки.
Сделка, совершенная представителем с превышением полномочий, создает, изменяет и прекращает гражданские
права и обязанности лица, которое он представляет, лишь в случае последующего одобрения им такой сделки. Если же одобрение не произойдет, то указанный сделка правовых последствий для того, кого представляют, не тянет и должно быть признан недействительным (согласно ч. 1 ст. 241, ст. 239, ст. 215 ГК).
Однако, кроме признания сделки недействительной, могут наступать и другие последствия, характер которых зависит от субъективного отношения представителя к своим действиям.
С учетом этого обстоятельства следует различать следующие виды превышение полномочий: 1) умышленное превышение полномочий в надежде получить одобрение совершенных действий со стороны представлюванои лица (ч. 1 ст. 1004 ГК); 2) действия с превышением полномочий вследствие ошибки представителя по объему последних, 3 ) умышленная деятельность с превышением полномочий с целью получить выгоду для себя.
В первых двух случаях превышения полномочий после признания сделки недействительной его стороны возвращаются в первоначальное состояние. В случае умышленной деятельности с превышением полномочий с целью получить выгоду для себя, сделка признается недействительной, а на представителя, кроме того, возлагается обязанность возмещения убытков, причиненных тому, кого он представлял, и лицу, с которым был заключен сделку. Кроме того, при определенных обстоятельствах (например, в
случае злонамеренного соглашения представителя и контрагента по договору о заключении сделки с превышением полномочий) возникает также солидарную обязанность такого лица возместить представлюваному убытки, возникшие в результате действий представителя с превышением полномочий.
Анализируя последствия неодобрение представляемым, сделки, заключенной с превышением полномочий, стоит обратить внимание на то, что, как следует из содержания ст. 241 ГК, неодобрение такой сделки будто тянет полную его недействительность. Но такой вывод противоречит ст. 217 ГК, согласно которой недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей.
Следовательно, лицо, которое представляют, не может уклониться от одобрения той части сделки, которая соответствует полномочиям, при условии, если возможно ее самостоятельное существование. Поэтому сделка, заключенный с превышением полномочий, если он не одобрил то, кого представляют, может быть признан судом частично действительным (статьи 240, 242, 217 ГК). Если же самостоятельное существование части сделки, заключенной в пределах полномочий, не представляется возможным, то она признается полностью недействительным (статьи 240, 242, 215 ГК).
Расходы, причиненные представителю, который действовал с превышением полномочий, могут быть взысканы с
того, кого представляли, и квалифицированы как неосновательное обогащение по правилам главы 82 ГК, естественно, при наличии всех условий, необходимых для возникновения соответствующих обязательств.
2. Стоит отметить, что положения ст. 241 ГК распространяются только на случаи добровольного представительства, поскольку при обязательном представительстве воля представляемого, является ничтожным и влияния на юридическую силу сделки не имеет. Зато одобрения своей юридической природе является односторонней сделкой. В нем выражается воля представляемого, наделить юридической силой конкретный сделка, заключенный для нее с превышением полномочий.
3. Право на обращение в представляемого, об одобрении заключенной сделки имеет не только представитель, но и лицо, заключившее сделку с представителем, который превысил полномочия. Это следует из содержания ст. 241 ГК, где говорится об одобрении действий представителя, а значит, в том числе и договора с третьим лицом, выступает здесь как субъект, чьи интересы могут быть нарушении результате превышения представителем полномочий.