В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КОММЕНТАРИЙ К ГК УКРАИНЫ

1. Главным, фундаментальным правом человека является право на жизнь. Существование этого права обусловлено самим существованием человека, оно является наиболее естественным. Впервые международно-правовая регламентация права на жизнь была приведена во Всеобщей декларации прав человека (1948 p.). Статья 3 Декларации провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, однако не предлагает толкование этого права. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) в ст. 2 закрепила положение о том, что право каждого человека на жизнь не только провозглашается, но и охраняется законом. Лишение жизни не рассматривается в ней как нарушение права на жизнь, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой: 1) для защиты любого лица от незаконного насилия; 2) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, 3) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.

В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркнуто, что право на жизнь является неотъемлемым правом любого человека, которое охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Если же лишение жизни является составной преступления, геноцида, то ничто не дает государствам, которые его подписали, каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых в соответствии с установками Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

2. В ст. 27 Конституции Украины провозглашается: «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Обязанность государства - защищать жизнь человека ». В ст. 281 ГК Украины закреплено неотъемлемое право на жизнь каждого физического лица. Согласно ч. 2 комментируемой статьи лицо не может быть лишено жизни и имеет право его защищать от противоправных посягательств любыми средствами, не запрещенными законом.

3. Традиционно право на жизнь понималось как право на сохранение жизни и трактовалось прежде всего как отказ от войны и участия в ней, отказ от смертной казни, установление порядка применения оружия и нахождение ее в гражданском обороте.

Комментарии к Конституции Украины, разъясняя понятие права на жизнь, указывают на то, что его содержание отличается в разных государствах. Для государств, где смертная

казнь как средство наказания отменена, право на жизнь означает, что ни один человек за любые поступки не может быть лишен жизни даже государством, речь идет о так называемом абсолютное право на жизнь. В тех государствах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни как исключение, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без соответствующей правовой процедуры. Это так называемое относительное право на жизнь.

Содержание приведенной ст. 27 Конституции Украины свидетельствует, по мнению специалистов по проблемам конституционного права, о том, что в отечественном законодательстве действует принцип не абсолютного, а относительного права на жизнь: «Никто не может быть произвольно лишен жизни». Как можно понять из текста ч. 2 ст. 281 ГК, речь идет об абсолютном право на жизнь: «Физическое лицо не может быть лишено жизни». Думается, что отраслевую природу прав на жизнь нужно определять с учетом того, какой отраслью права регулируются отношения, содержание которых составляет указанное право.

4. Сложным и дискуссионным всегда было само понятие «жизнь». Можно согласиться с мнением, что жизнь - это физическое, духовное и социальное функционирование человека как комплексного биосоциального организма. Жизнь есть

продолжающимся процессом, а поэтому важное значение имеет определение момента появления жизни и момента его прекращения. Для права эти проблемы связаны с определением юридически значимых фактов и их правовыми последствиями. Именно благодаря праву на жизнь в правовом государстве, где в полной мере действуют законы гражданского общества, права и законные интересы граждан являются приоритетными среди всех остальных.

В современном понимании право на жизнь рассматривается как личное неимущественное право физического лица, которое возникает по поводу личной нематериального блага, каковым является жизнь каждого человека. Характерной особенностью этого права является то, что его возникновение или прекращение в большинстве случаев не зависит от воли уп-равоможенои лица. Рождение и смерть человека - особая разновидность юридических фактов, относящихся к событиям. Однако гражданское право не может не охватывать своим регулирующим влиянием указанные события, поскольку как рождение человека, так и в ряде случаев ее смерть, происходят в связи с волеизъявлением тех или иных лиц, которые могут существенно повлиять на зарождение новой жизни или преждевременное окончание существующего .

Право на жизнь имеет несколько аспектов, в том числе право на сохранение жизни (индивидуальности) и право на распоряжение им. Законодательное установление начале жизни позволяет ответить на вопрос: на каком

стадии своего развития человеческий эмбрион или плод становится жизнеспособным (может существовать вне организма матери) и является субъектом права? Под процессом рождения понимается промежуток времени между началом физиологических родов и моментом начала самостоятельного дыхания ребенка, а значит, под юридическим фактом рождения понимается начало самостоятельного дыхания ребенка.

5. Часть 6 комментируемой статьи ГК уделяет внимание вопросам искусственного прерывания беременности. Такое действие может осуществляться по желанию женщины, если беременность не превышает 12 недель и может быть проведена при беременности от 12 до 22 недель в случаях, установленных законом. Перечень обстоятельств, позволяющих прерывание беременности после 12 недель беременности, устанавливается законодательством.

Предусмотренная законом охрана прав и интересов будущего ребенка является способом сохранения возможных субъективных прав в случае, если ребенок родится живым. Таким образом, законодательство так же, как и раньше, признает субъектом права только того ребенка, который родился живым, а до рождения ребенок является лишь возможным будущим субъектом права. По нашему мнению, уместно было бы говорить об уважении к жизни зачатого ребенка, учитывая современные тенденции исследований в области генетики и медицины.

Начало и конец жизни человека представляют собой юридический факт - событие, с которой связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений. О смерти то различают смерть клиническую и биологическую. Клиническая смерть предусматривает возможность восстановления жизнедеятельности, но в строго ограниченный период. Биологическая смерть необратима и ничто не сможет привести к возрождению человека. В состоянии клинической смерти гражданин является субъектом права. Это означает, что медицинские работники обязаны оказывать ему помощь. Моментом смерти является необратимое прекращение деятельности мозга, которое определяется медициной по специально разработанным признакам.

6. Право на жизнь, в аспекте распоряжения им, понимается как возможность подвергать значительному риску и решать вопрос о прекращении жизни. Примерами распоряжения своей жизнью сознательно и добровольно могут служить работа каскадером, осуществление по себе опасных научных экспериментов и т. д.. И наоборот, физическое лицо имеет право требовать устранения опасности, созданной вследствие предпринимательской или иной деятельности, которая угрожает жизни и здоровью (ст. 282 ГК).

Человек может преждевременно прекратить свою жизнь путем самоубийства. В научных изданиях различных отраслей обсуждается вопрос о возможности

признание права на самоубийство, права на смерть, считая, что такое право должно быть провозглашено в законе. Следует отметить, что предложения по законодательному закреплению «права на смерть» не имеют перспектив ни с точки зрения права, ни с точки зрения общепризнанной морали и этики, ни с точки зрения здравого смысла. Прежде всего понятие «право на жизнь» уже включает в себя право распорядиться своей жизнью, в том числе и по причинения себе смерти. Во-вторых, речь идет о физическом лице, которая физически способна по собственной воле покончить с собой. Если человек физически или психологически не может распорядиться своей жизнью при любых обстоятельствах, нет оснований вообще говорить о таком ее право. Кроме того, наличие или отсутствие подобного положения в законе вряд ли сможет остановить человека, который решил прекратить свое существование причинением себе смерти, а отсюда наличие у нее такого права или его отсутствие не будет иметь никаких правовых последствий, кроме самого возможного факта смерти.

7. Часть 4 ст. 281 ГК посвящена проблеме эвтаназии. Термин «эвтаназия» в переводе с греческого означает «легкая, счастливая смерть». Фрэнсис Бэкон понимал под этим термином облегчения врачом боли, даже если уже нет никакой надежды на выздоровление, и можно лишь сделать саму смерть более легкой и

спокойной. В современной трактовке «эвтаназия» часто отождествляется с понятием «убийство из милосердия» и понимается как сокращение руками медиков жизни больных определенной категории по их просьбе.

Эвтаназией называется любое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполнена не-заинтересованным лицом, - определил Голландский парламент 14 апреля 1994 Но в таком определении о страданиях или другие причины, которые привели к появлению желание покончить с жизнью вообще не идет. Скорее здесь понимается убийство одним лицом (незаинтересованной) другого лица. Критики последнего определения неоднократно указывали на то, что оно может способствовать разгулу убийств.

Так называемая Цюрихского декларация, принятая 14 октября 1998 на международном симпозиуме, посвященном проблеме «Право умереть» содержит следующее определение эвтаназии: «дееспособные взрослые особи, которые переносят жестокие и невыносимые страдания, имеют право на получение медицинской помощи с целью покончить с жизнью, если это их постоянная, добровольная и осознанная требование ». Однако участники международного движения против эвтаназии считают необходимым определить, что следует понимать под страданием. Учитывая то, что медики, которые принимали указанную Декларацию, сделали

оговориться, что под страданиями они понимают не болезнь, а само состояние депрессии и тяжелой душевной боли, и даже в случае безупречного обезболивания больные, страдающие от смертельной болезни, должны иметь право на «помощь в смерти». Таким образом, лица, подписавшие Декларацию, считают, что тот, у кого есть физические, психические, эмоциональные, экономические или семейные проблемы будет требовать предоставления летальной инъекции или смертельного передозировки лекарств, если стрессовые факторы будут рассматриваться как жестокие и невыносимы.

Различают активную (позитивную) эвтаназию, когда используют средства, которые ускоряют наступление смерти (передозировка снотворного, смертельная инъекция и т. п.) и пассивную (негативную), которая означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Оба вида эвтаназии касаются больного пациента и возможны только по его просьбе. Юридическое оформление согласия больного в странах, где она разрешена, требует соблюдения ряда формальностей: подписи больного, заверенного тремя врачами, права отказаться от ранее принятого решения умереть по своей воле; исключение использования закона с меркантильной целью со стороны медицинского персонала и родственников пациента, определение порядка хранения соответствующих документов.

По проблеме эвтаназии в литературе сложились крайней мере две противоположные точки зрения. Согласно

одной из них, эвтаназия недопустима по моральным и юридических позиций, поскольку никто не вправе лишать человека жизни, которое должно поддерживаться во всех случаях до естественного конца. Кроме того, необходимо учитывать возможность ошибки в прогнозе состояния больного, возможность злоупотреблений эвтаназией со стороны врача или иных лиц.

Некоторые сторонники эвтаназии предлагают решать эту проблему, исходя из философских позиций. Главным они считают то, что пациент решает ускорить свою смерть, не причинив никому вреда. Таким образом, врачи и общество, по мнению последних, должны разрешить эвтаназию, помочь больному в этом, уважая его решение, выбор, поскольку свобода являются высшей ценностью.

Сторонники эвтаназии считают ее допустимой в исключительных случаях при наличии: сознательного и упорного просьбе больного, невозможности облегчить страдания больного известными средствами; точной доказанности факта невозможности спасти жизнь, установленного коллегией врачей при обязательном единодушия, а также предварительного предупреждения органа прокуратуры.

ГК Украины в ч. 4 комментируемой статьи закрепляет положение о запрете удовлетворение просьбы физического лица о прекращении его жизни.

8. Право на жизнь физического лица включает норму, которая предусматривает проведение медицинских, научных и других опытов в отношении физических лиц. Возможность таких опытов признается ч. 3 ст. 281 ГК и ст. 45 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19 ноября 1992 г. (далее - «Основы»).

Медицинские, научные и другие опыты могут проводиться только относительно совершеннолетнего дееспособного физического лица по его свободному согласию. Для правового обоснования проведения медицинских опытов необходимо установить критерии, на основании которых решается вопрос о противоречии между общественным интересом в новом научном открытии и интересами индивида, охраной его жизни и здоровья. Эти критерии определяются общими положениями о границах допустимости медицинского эксперимента и изложены в ст. 45 «Основ». Среди них можно назвать: принцип пропорциональности целей, который заключается в том, что причиненный вред должен быть соизмерим с научным вкладом, который имеет значение для всего человечества, принцип минимального риска, смысл которого заключается в требовании снизить возможный риск опыта на основании предыдущих форм проверки опытов на животных и соответствующего всестороннего заключения о границе риска аналогичных вмешательств в сфере профилактики, диагностики, лечения или реабилитации.

Указанные критерии необходимо проанализировать и с точки зрения уровня научной подготовки медицинского эксперимента. Кроме того, проведение медицинских опытов относительно человека предусматривает соблюдение особых правовых требований, среди которых следующие: лицо, которое может быть объектом медицинского эксперимента, должна иметь полную гражданскую дееспособность, соответствующую степень свободы личности, соответствующее состояние здоровья.

Организатор эксперимента не имеет права привлекать для опытов в качестве добровольцев лиц, находящихся от него в определенной зависимости - служебной или личной. Из круга лиц, подлежащих эксперимента, следует исключить беременных женщин, смертельно больных лиц, которые не способны дать согласие на медицинский эксперимент, кроме случаев, когда такое вмешательство необходимо для сохранения жизни пациента. Статья 45 «Основ» запрещает проведение экспериментов на заключенных или военнопленных. Требованиям относится также обязательное согласие лица на эксперимент.

Согласно ст. 28 Конституции Украины ни один человек без его согласия не может быть привлечена к медицинских, научных или иных опытов. Кроме того, гражданин может отменить свое согласие в любой момент и без объяснения причин своего отказа.

9. Стерилизация относится к мерам медицинского вмешательства, ограничивающие процессы репродукции в

человека, и может произойти только по желанию совершеннолетнего физического лица (ч. 5 ст. 281 ГК Украины). Стерилизация недееспособного физического лица может быть проведена при наличии медицинских и социальных показаний с согласия опекуна этого лица с соблюдением требований, установленных законом.

По ст. 49 «Основ» применения методов стерилизации может осуществляться по собственному желанию или добровольному согласию пациента в аккредитованных учреждениях здравоохранения по медицинским показаниям, устанавливаемым Министерством здравоохранения Украины. Так, приказом Министерства здравоохранения Украины «О применении методов стерилизации граждан» от 6 июля 1994 г. № 121, которым утвержден «Перечень медицинских показаний для проведения хирургической стерилизации женщин» и «Перечень медицинских показаний для проведения хирургической стерилизации мужчин».

10. Согласно ч. 7 ст. 281 совершеннолетняя женщина или мужчина имеют право на проведение в отношении них лечебных программ вспомогательных репродуктивных технологий согласно порядку и условиям, установленным законодательством, но лишь при условии медицинских показаний. Такие показания определены приказом Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении условий и порядка применения искусственного оплодотворения и имплантации

эмбриона (эмбрионов) и методов их проведения »от 4 февраля 1997 г. № 24.