В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КОММЕНТАРИЙ К ГК УКРАИНЫ

1. Статья 297 ГК закрепляет за физическими лицами право на уважение их достоинства и чести. Особенность данного права заключается в том, что согласно ст. Из Конституции Украины честь и достоинство человека признаются высшими социальными ценностями.

На такое личное неимущественное благо физического лица, как честь, следует заметить, что оно включает по крайней мере две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона чести - это оценочная категория. Пока существует коллектив (общество), его члены, взаимодействуя между собой, будут подлежать определенной оценке со стороны других лиц. Источником данной оценки является социально значимые факты (информация) о конкретных деяния лица и его поведение в целом, поскольку ее внутренний мир не имеет объективированной формы выражения (слова, письменная форма, действия и т. д.), и поэтому не может расцениваться как источник информации. Полученная информация о лице

сопоставляется в сознании других людей информации об общественных потребностях, критерии добра и зла, справедливости, совести, долга, общественного идеала и на основе этого возникает отметка о правильности или неправильности (честность или нечестность) деяний или поведения индивида в целом.

Субъективная сторона чести формируется на основании объективной. Она является самооценкой лица и поведения, своих действий на основе собственного внутреннего духовного мира, мировоззрения, приоритетов и убеждений.

Таким образом, под понятием чести как объектом данного права следует понимать личное неимущественное благо, что является положительной социальной оценкой личности в глазах окружающих, которая основывается на соответствии ее деяний (поведения) общепринятым в обществе представлений о добре и зле и осознании ею этой оценки. При этом необходимо отметить, что регулированию и охране подлежат только правоотношения, возникающие по внешней (объективной) стороны чести, поскольку внутренняя (субъективная) сторона чести правовому воздействию не подвергается, она недостижима для постороннего вмешательства. Такое видение проблемы отвечает и общеевропейским стандартам, например, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах. Конечно, содержание понятия «честь» меняется в зависимости от того состояния, в

котором находится общество или определенная социальная группа, от их приоритетов, убеждений и добродетелей.

Относительно понятия «достоинство» важно отметить, что оно, как и честь, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной (социальной) стороной достоинства понимается то, что как моральная ценность и общественная значимость личности она определяется существующим общественным или классовым отношением и не зависит от человека. То есть человек уже только вследствие самого биологического факта существования обладает определенной объективной достоинством. Вот почему иногда объективный аспект достоинства называется человеческой или антропного достоинством безотносительно к индивидуальным особенностям человека, его социального статуса, профессиональной принадлежности и т. д..

Субъективная (индивидуальная) сторона достоинства проявляется в осознании личностью себя представителем той или иной общности или определенной группы, что объясняется возможностью лица отражать не только объективный мир, но и себя в этом мире, свою роль и место в нем. Именно субъективная сторона достоинства мотивирует поведение человека.

На наш взгляд, под понятием «достоинство личности» следует понимать ценность каждого физического лица как уникальной биопсихосоциальная существа.

Понятие чести и достоинства достаточно близкими, взаимозависимыми и взаимосвязанными, но вовсе не тождественными.

2. Законодатель, закрепив за физическим лицом право на неприкосновенность достоинства и чести, к сожалению, не привел полного и однозначного их определения. Формулировка самого «права на уважение» не раскрывает сущности отношений, требующих правового урегулирования и охраны. Ведь право на уважение для того, чтобы считаться гарантированной государством возможностью, должно быть обеспечено корреспондирующим обязанностью всех других лиц уважать честь и достоинство определенного субъекта. Но уважение является высшим проявлением привязанности и признание определенных заслуг лица, формируется на основании собственных убеждений. А это значит, что нельзя человека заставить уважать, учитывая провозглашенный конституционный принцип свободы мысли и слова, нельзя и найти оценщик глубины уважения и пр.. Другое дело, когда лицо можно заставить не нарушать то или иное право, а в случае нарушения этой обязанности - осуществить защиту данного права, о чем идет речь в ст. 297 ГК. Поэтому более целесообразно было бы закрепить в данной статье право на достоинство и честь, чем право на уважение к ним. Под правом на достоинство следовало бы понимать личное неимущественное право физического лица на собственную ценность как

биопсихосоциальная существа, а также на осознание этой ценности и значимости себя как личности, что играет определенную социальную роль в общественной жизни.

В свою очередь, право на честь - это личное неимущественное право физического лица на объективную, полную и своевременную оценку его деяний (поведения) по соблюдению морально-этических и правовых норм со стороны общества, определенной социальной группы и отдельных граждан, а также на формирования этой оценки и пользования ею.

3. Предусмотренные комментируемой статьей право на уважение чести и достоинства состоит из следующих составных частей:

а) право на неприкосновенность достоинства и чести;

б) право на защиту чести и достоинства в случае нарушения.

Право на неприкосновенность достоинства и чести состоит в запрете совершать любые действия, которыми могут быть нарушены данные личные неимущественные права. Наиболее часто честь и достоинство могут нарушаться путем распространения недостоверной информации. При этом неважно, каким способом осуществляется распространение такой информации (устным, письменным, с помощью произведений искусства, мимики, жестов и других устоявшихся действий, с помощью СМИ, электронных коммуникаций и т. д.). Основным является то, чтобы данная информация касалась определенного лица, была изложена недостоверно и нарушала данные

личные неимущественные права (см. комментарий к ст. 277 ГК Украины).

При этом необходимо отметить, что практика Европейского Суда по правам человека исходит из того, что, когда недостоверная информация касается публичного лица (политического деятеля, государственного служащего и т. д.), то право на неприкосновенность достоинства и чести является несколько ограниченным по объему и содержанию. Права на неприкосновенность достоинства и чести публичного лица подлежат защите только в случае, если это лицо докажет, что информация распространена «с явным злым умыслом», то есть со знанием ее ложности или с пренебрежением вопрос об их правдивость или ложность (см., например, решение по делу «Нью-Йорк Таймс» против Салливана {New York Times v. Sullivan) или «Куртис Паблишинг Ко." против Батса (Curtis Publishing Co. v. Butts).

Однако распространение недостоверной информации является далеко не единственным способом нарушения чести и достоинства. Указанное право может нарушаться также и в случаях совершения незаконных насильственных действий против личности, например, пытки, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, принудительных медицинских опытов и экспериментов, «дедовщины», сексуальных домогательств и тому подобное.

Право на защиту достоинства и чести в соответствии с требованиями главы 3 и статей 275-280 ГК. Основным способом защиты при этом законодатель определяет судебный.