При нарушении обязательства, обеспеченного гарантией, наступает ответственность гаранта перед кредитором (см. ст. 560 ГК и комментарий к ней). Вместе с тем статья, коммент дает основания считать, что такая ответственность наступает для гаранта не автоматически, а при предъявлении к нему соответствующего требования бенефициаром. То есть даже если гаранту становится известным о нарушении обязательства принципалом, он может выполнить возложенные на него выданной гарантией обязанности только при наличии волеизъявления кредитора.
Право бенефициара относительно гаранта может быть реализовано путем предъявления в пределах срока действия гарантии (см. комментарий к ст. 561 ГК) письменного требования об уплате денежной суммы, на которую выдана гарантия, которая должна соответствовать условиям, предусмотренным самой банковской гарантией.
Важно подчеркнуть, что бенефициар обязан обратиться к гаранту с письменным требованием об уплате гарантированной денежной суммы, а не с иском. Таким требованием могут быть признаны претензия или любое другое представление требования в письменном виде, которое бы отвечало условиям выданной гарантии. В частности, в такого письменного требования должны быть приложены документы, указанные в гарантии; в требовании кредитора должно быть указано, в чем заключается нарушение должником основного обязательства.
Вместе с тем при неудовлетворении указанных требований в добровольном порядке кредитор не лишен права обратиться в соответствующую судебную учреждение с иском к гаранту. Это может произойти даже после окончания срока действия гарантии. Необходимым условием подачи иска при этом будет наличие письменного требования, предъявленного бенефициаром в пределах срока действия гарантии (подробнее о возможных исковые требования к гаранту см.. Комментарий к ст. 566 ГК).
В Гражданском кодексе Украины отсутствуют нормы, которые бы устанавливали судьбу основного обязательства после выполнения гарантом обязательств по гарантии. Однако, учитывая объем ответственности гаранта (подробнее см.. Комментарий к ст. 560 ГК), используя на основании ст. 8 ГК по аналогии нормы поруки, можно сделать вывод о том, что выполнение гарантом своих обязательств перед бенефициаром погашает в соответствующей части права требования последнего (кредитора) к должнику (принципала) по основному обязательству. То есть обязанность должника по уплате убытков и / или неустойки погашается хотя бы частично, потому что их повторное взыскание с должника приведет к вступления имущества без достаточного правового основания (глава 83 ГК). В то же время исполнение обязательства в натуре остается обязанностью должника согласно ст. 622 ГК.
По общему правилу права бенефициара по банковской гарантии не подлежат передаче другим лицам. Вместе с тем это правило имеет диспозитивный характер: самой гарантией может быть предусмотрено право кредитора передать право требования к гаранту другому лицу.