1. Под понятием «риск случайной гибели или случайного повреждения товара» понимается уничтожение или повреждение товара, которое произошло по причинам, не зависящим от воли сторон договора купли-продажи, например вследствие случая или непреодолимой силы (ст. 617 ГК). По общему правилу риск случайной гибели или случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом (ст. 323 ГК).
Согласно положениям ст. 668 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента передачи ему товара, а не с момента перехода права собственности. Бесспорно, довольно часто эти моменты совпадают, поскольку они взаимосвязаны. Однако есть ряд случаев, когда указанные моменты «расщепленные» во времени. Так, в отдельных случаях лицо может стать собственником товара, который ей пока не передан и находится на хранении у продавца (ст. 667 ГК), или же наоборот, лицу может быть
передан товар по договору купли-продажи, право собственности на который у нее возникнет позже (ст. 697 ГК). Однако как и в случае по общему правилу, правила перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара могут быть изменены договором или законом.
2. Специальное правило устанавливается комментируемым статьей относительно перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его транспортировки. В этом случае, как определяет законодатель, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи. Момент заключения договора определяется ст. 640 ГК. Однако, как и в предыдущие разы, это правило может быть изменено договором купли-продажи или обычаями делового оборота.
Определенной сложности приобретает определение момента перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара в случае, когда товар продан во время его транспортировки, но с обязанностью доставить его покупателю. Дело в том, что в данном случае мы имеем дело с конкуренцией двух норм. С одной стороны, согласно ст. 334 ГК, право собственности, с которым связывается переход риска случайной гибели или случайного повреждения
Кстати, возникает с момента передачи имущества, то есть фактического вручения его покупателю. С другой стороны, ч. 2 ст. 668 ГК говорит о том, что указанные риски переходят на покупателя в момент заключения договора, то есть задолго до того, как он станет владельцем товара. Однако в таком случае на покупателя, у которого еще не возникло право собственности, возлагается неоправданно большое количество рисков. Поэтому положение комментируемой статьи, по нашему мнению, следует толковать с учетом того, что в случае, когда товар был приобретен с обязательством доставки, риск случайной гибели или случайного повреждения товара должен переходить с момента передачи покупателю товара, как это предусмотрено ч. 1 комментируемой статьи, а не с момента заключения договора, как это указано в ч. 2 ст. 668 ГК. В других случаях транспортировки, не связанные с обязанностью продавца доставить проданный товар, риск его случайного уничтожения или случайного повреждения должен переходить в момент заключения договора купли-продажи.
3. Несмотря на общую диспозитивность норм, касающихся установления момента перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара, отдельные отношения сторон договора могут регулироваться императивно. Так, законодатель предоставляет возможность сторонам указать в договоре купли-
продаже риск случайного уничтожения или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента сдачи товара первому перевозчику. Однако в случаях, когда покупатель докажет, что в момент заключения договора продавец знал или мог знать, что товар утрачен или поврежден, но не сообщил об этом покупателю, он может требовать признать это условие недействительной в судебном порядке. В результате этого все риски будут возложены на продавца, даже в случае, когда покупатель уже стал собственником товара.