1. Во время срока действия договора пожизненного содержания могут произойти события, которые могут существенно повлиять на его выполнение. Одной из таких событий является смерть приобретателя (физического лица). В таком случае возникает правопреемство в отношении имущества, которое было собственностью приобретателя. Первый правовое последствие смерти приобретателя связан с переходом в порядке правопреемства его обязанностей к тем наследникам, к которым перешло право собственности на имущество, переданное отчуждателем. Причем абз. 2 ч. 1 ст. 757 ГК предусматривает возможность перехода обязанностей приобретателя не только к наследнику по завещанию, но и к наследнику по закону, в случае отказа наследника по завещанию от принятия имущества. Это означает, что наследник приобретает право не только принять имущество и выполнять обязанности приобретателя по договору пожизненного содержания, но и отказаться от исполнения договора и принятия имущества в собственность.
Неопределенным, к сожалению, остался в данной норме порядок перехода обязанностей приобретателя к его
наследника. Определенным образом эта проблема решена в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины. Так, в частности, в п. 219 Инструкции подчеркивается, что в случае наследования наследниками прав и обязанностей приобретателя имущества по договору пожизненного содержания (ухода), им выдается свидетельство о праве на наследство, в тексте которого говорится, что оно является неотъемлемой частью договора пожизненного содержания (ухода), и подлежит государственной регистрации в установленном законодательством порядке. При этом нотариус осуществляет перерегистрацию запрещения отчуждения имущества на имя нового владельца. Кроме того, указанное свидетельство должно быть представлено для осуществления государственной регистрации (относительно недвижимого имущества).
2. Вторым правовым последствием смерти приобретателя является прекращение договора пожизненного содержания. Это наступает при отсутствии у приобретателя наследников (как по завещанию, так и по закону) или их отказа от приобретения имущества в собственность и принятие на себя обязанностей приобретателя. В этом случае указанное имущество возвращается в собственность отчуждателю. Есть обязанности приобретателя по договору пожизненного содержания переходят к его наследнику только при наличии согласия последнего на это, а также на принятие имущества по наследству.
Согласие отчуждателя на передачу обязанностей приобретателя к его наследнику по ст. 757 ГК не предвидится.
Однако, исходя из содержания ст. 752 ГК и пунктов 86-87 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, можно сделать вывод, что для передачи в порядке наследования прав и обязанностей приобретателя по договору пожизненного содержания (ухода) согласия отчуждателя не нужно, а для прекращения этого договора с оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 757 ГК, необходимо письменное заявление отчуждателя, которую он должен подать нотариусу для того, чтобы получить имущество в собственность. В этом случае видчужу-вачеви возвращается правоустанавливающий документ на имущество с надписью нотариуса о его прекращении, который вместе с письмом нотариуса подается в соответствующий регистрирующий орган для перерегистрации.
3. Важное значение для разрешения споров, связанных с расторжением договора пожизненного содержания (ухода) имеют правовые последствия смерти приобретателя, который выступал истцом по делу. Так, в августе 1995 г. X. обратилась с иском в 3. о расторжении договора пожизненного содержания, ссылаясь на то, что ответчик не исполнял обязанностей по этому договору и не придавал ей никакой помощи. Решением Харьковского районного суда г. Киева договор был расторгнут, но со временем определением суда оно было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. В процессе рассмотрения дела наследница истицы по завещанию Щ. обратилась к ответчику 3.
с иском о расторжении договора пожизненного содержания, но в его удовлетворении ей было отказано.
По жалобе Щ. заместителем Председателя ВСУ было заявлено протест, в котором указывалось на отмену постановления президиума Киевского городского суда по основаниям ее принятия с нарушением норм процессуального права. И судебная палата по гражданским делам ВСУ признал, что протест подлежит удовлетворению.
Истица X. умерла в 1996 г. Президиум Киевского городского суда закрыла производство по делу, ссылаясь на то, что указанные спорные правоотношения не допускают процессуального правопреемства. Но судом не было учтено, что в случае, когда отчуждателем жилого дома по договору пожизненного содержания предъявлено в суд иск о его расторжении, смерть отчуждателя не является основанием для прекращения обязательства и прекращении производства по делу на основании ст. 223 ГК 1963 г. (ст. 608 нового ГК) и ч. 8 ст. 227 ГПК 1963 г. (ст. 205 нового ГПК), если у истца есть наследники по закону или завещанию.
Предметом требований X. и Щ. была защита прав на имущество, наследовалось. Поскольку Щ. считалась наследницей по завещанию, то в указанных правоотношениях допускалось процессуальное правопреемство в порядке ст. 106 ГПК 1963 г. (ст. 37 нового ГПК). Поэтому, исходя из изложенного, судебная
палата по гражданским делам ВСУ удовлетворил протест председателя ВСУ, а постановление президиума Киевского городского суда отменила и направила дело на рассмотрение спора по существу в суд первой инстанции.
Итак, на основании изложенного, можно сделать вывод, что смерть истицы X. по делу о расторжении договора пожизненного содержания не могла быть основанием для прекращения производства по делу при наличии наследников по закону или завещанию.
Указанная позиция ВСУ нашла свое закрепление в правовых позициях, высказанных судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Украины в связи с анализом причин пересмотра судебных решений по гражданским делам в 1996 г. от 1 декабря 1997 г. В п. 67 Правовых позиций подчеркнуто, что смерть лица, провела отчуждение принадлежащего ей жилого дома по договору пожизненного содержания, не исключает права ее наследников заявить иск о расторжении договора на том основании, при которых такие требования мог заявить наследодатель, или о признании его недействительным из предусмотренных законом оснований. По содержанию действующего законодательства о наследственном праве к наследникам переходит не только ответственность по долгам наследодателя, но и его право на заявления требований о выполнении долговых обязательств или возврата имущества.