1. Суд решает дела согласно Конституции Украины, законов Украины и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
2. Суд применяет другие нормативно-правовые акты, принятые соответствующим органом на основании, в пределах полномочий и способом, которые установлены Конституцией и законами Украины.
3. В случае возникновения у суда сомнения во время рассмотрения дела относительно соответствия закона или иного правового акта Конституции Украины, решения вопроса о конституционности которого относится к юрисдикции Конституционного Суда Украины, суд обращается в Верховный Суд Украины для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представление о конституционности закона или иного правового акта.
4. В случае несоответствия правового акта закону Украины или международному договору, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, суд применяет акт законодательства, имеющий высшую юридическую силу.
5. В случае несоответствия закона Украины международному договору, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, суд применяет международный договор.
6. Нормы права других государств суд применяет в случае, если это установлено законом Украины или международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.
7. Суд решает дела в сфере государственных закупок с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
(Статья 8 дополнена частью по закону № 424 - \ / от 01.12.2006)
8. Если спорные отношения не урегулированы законом, суд применяет закон, регулирующий подобные по содержанию отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого - суд исходит из общих принципов законодательства (аналогия права).
9. Запрещается отказ в рассмотрении дела по мотивам отсутствие, не-полноты, нечеткости, противоречивости законодательства, регулирующего спорные отношения.
Комментарий:
Согласно данной статье суд решает дела в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. В статье 8 Конституции Украины гласит: «В Украине признается и действует принцип верховенства права.
Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. »
Нередко принцип верховенства права называют принципом верховенства закона. Это оправдано только в том случае, если понятие «закон» при-меняется в широком (образном) смысле слова как какой-нибудь нормативно-правовой акт, то есть в него вкладывается тот же смысл, что и в понятие «право». Если же термин «закон» применяется в собственном смысле слова как акт, принимаемый парламентом, то есть Верховной Радой Украины, то тогда такое толкование принципа верховенства права является упрощенным.
Принцип верховенства закона в собственном смысле этого понятия означает определяющую, главенствующую (ведущую) роль закона в правовой системе, а именно в системе источников права, его высшую юридическую силу по отношению подзаконных актов. То есть принцип верховенства закона означает лишь взаимоотношения именно закона и других нормативно-правовых актов.
Принцип законности - это основополагающая идея, содержание которой обусловлено сути права, пониманием его норм в качестве обязательных правил поведения. Сущностное содержание принципа законности в гражданском процессуальном праве предопределяется направленностью его норм, призванных регулировать деятельность суда по от-правления правосудия по гражданским делам. Принцип законности по своему содержанию, как отмечает М. К. Треушников, содержит требование к судам правильно за-применять нормы материального права и совершать процессуальные действия на выполнение норм гражданского процессуального права. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, суд применяет нормы права, регулирующие похожие отношения (аналогия закона), а при отсутствии таковых - суд исходит из об-щих основ законодательства (ст.8 ГК, ч. 7 ст. 8 ГПК).
Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что в случае возникновения у суда сомнения во время рассмотрения дела о соответствии закона Украины, решение вопроса о конституционности которого относится к юрисдикции Конституционного Суда Украины, суд обращается в Верховный Суд Украины для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представление о конституционности закона или иного правового акта. Положение, установленное ч. данной статьи, является новеллой. Статья 11 ГПК 1963 подобного правила не предполагала. Суд может обратиться в Верховный Суд Украины с ходатайством по собственной инициативе, а также по ходатайству лиц, участвующих в деле. Следует согласиться с мнением Я. П. Зейкана, который отмечает, что такое обращение суда должно быть подано в Верховный Суд Украины в форме мотивированного постановления. Верховный Суд Украины в соответствии с ч. 1 ст. 150 Конституции Украины имеет право обратиться в Конституционный Суд Украины с запросом о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и других нормативно-правовых актов.
Под законодательством следует понимать систему законов и других нормативно - правовых актов, расположенных в определенном порядке в зависимости от их юридической силы. В связи с этим ч. 4 комментируемой статьи предусматривает, что в случае несоответствия правового акта закону Украины или международному договору, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, суд применяет акт законодательства, имеющий высшую юридическую силу.
Согласно ст. 9 Конституции действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Поэтому ч. 5 комментируемой статьи предусматривает, что в случае несоответствия закона Украины международному договору, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, суд применяет международный договор.
Согласно ч. 6 комментируемой статьи нормы права других государств суд применяет в том случае, если это установлено законом Украины или международным до-говором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.
Согласно ч. 7 ст. 8 ГПК суд решает дела в сфере государственных закупок с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 1 декабря 2006 г.
Часть 8 комментируемой статьи регулирует положение о заполнении пробелов в действующем законодательстве и предусматривает положение об аналогии закона и аналогии права. Применение закона по аналогии возможно в том случае, когда нет закона или другого нормативно-правового акта, регулирующего данные спорные отношения, но есть норма права, регулирующая подобные по содержанию отношения. Применение аналогии права возможно в том случае, когда нет нормы права, регулирующей данные спорные отношения, и нет нормы права, регулирующий подобные по содержанию отношения. В этом случае суд решает спорное дело исходя из общих основ законодательства.
Аналогия закона имела место при разрешении споров, вытекающих из договора пожизненного содержания. ГК УССР 1922 не предусматривал договор до-вечного содержания, и суды при рассмотрении дел, связанных с договором пожизненного содержания, применяли нормы, регулирующие договор купли-прода - жу. В ГК 1963 г. договор пожизненного содержания был уже предусмотрен статьями 425-429. В действующем ГК указанный договор также предусмотренное статьями 744-758. В качестве примера применения аналогии права можно привести решения дела Марцинюк (1940 г.) и дела Бычковой-Гончаренко (1949 г.). В обоих случаях граждане участвовали в тушении пожара для спасения имущества, которое было объектом социалистической собственности, и пострадали при тушении пожара. Верховный Суд СССР нашел, что отсутствие в ГК 1922 норм, регулирующих в подобных случаях взаимоотношения постра - далих и организации, не может служить основанием для отказа в иске и суду следовало исходить из принципов, заложенных в Конституции СССР 1936 г., в частности ст. 131 и с общей политики Советского правительства, как это указано в ст. 4 ГПК РСФСР 1922 (ст. 6 ГПК УССР 1922 г.), и хотя в этих случаях обязанность возместить ущерб пострадавшим прямо не предусмотрен законом, суд должен был присудить возмещение вреда (примеры приведены С. И. Виль - нянським) .
В действующем ГК предусмотрено положение о возмещении ущерба, понесенного при спасении здоровья и жизни физического лица, имущества физического или юридического лица (глава 80 ГК).
Приведенные примеры свидетельствуют о применении аналогии закона и аналогии права норм материального права. Вместе с тем следует согласиться с В. И. тертый - ников, что возможно применение по аналогии норм гражданского процесса-ального права.
Так, в ст. 118 ГПК не решен вопрос о возможности подачи искового заявления по почте. В этом случае можно применить по аналогии закона ч. 1 ст. 105 Кодекса административного судопроизводства Украины, которая предусматривает, что исковое заявление может быть направлено в суд по почте.
Принцип законности в отличие от других принципов процессуального права получает свое выражение в каждой норме права, в каждом его институте, как и в самом праве в целом. Поэтому неукоснительное выполнение принципа законности является основой эффективного действия всех принципов гражданского процессуального права, нормы которого составляют тем самым конкретное выражение содержания законности. Однако важно не текстуальное выражение нормативной идеи, а ее направленность - защита гражданских прав по справедливости в строгом соответствии с обстоятельствами дела и законом. Только при таком понимании принципа законности, его связи с каждой нормой права можно объяснить отношение того или иного института, той или иной нормы права к содержанию принципа законности.