1. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом решения, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности относительно одной из сторон.
2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, имеют процессуальные права и обязанности, установленные статьей 27 настоящего Кодекса.
4. Вступление в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не влечет за собой рассмотрения дела сначала.
Комментарий:
Определение понятия третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, вызывает затруднения. В юридической литературе до сих пор в данной категории третьих лиц относят субъектов гражданских процессуальных правоотношений, которые принимают участие в деле на стороне истца или ответчика с целью защиты своих субъективных прав и охраняемых законом.
Данное определение представляется неправильным из-за ошибочного определения характера юридической заинтересованности. Юридическая заинтересованность может быть и материально-правовой, и процессуальной. Для того, чтобы материально-правовую заинтересованность в деле, необходимо быть участником спорного материального правоотношения, являющегося предметом рассмотрения в суде, однако такими третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, не являются. Спорными правоотношения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований и является одной из сторон, могут стать только после принятия решения относительно истца и ответчика.
Влияние судебного решения на права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, следует понимать в том смысле, что законная сила судебного решения, которым устанавливаются те или иные факты и пра-вовидносины, распространяется на третьих лиц вследствие такой его свойства, как преюдициальность. Например, в процессе по регрессным искам не могут оспариваться факты и правоотношения, установленные решением, вынесенным с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. Итак, юридический интерес третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно чужого спора заключается в установлении юридических фактов. Этому юридическом интереса на-дается непосредственной судебную защиту, т.е. он охраняется законом.
Следовательно, данная категория третьих лиц имеет только процессуальный интерес в деле, заключающийся в ожидании благоприятного решения для той стороны, с которой их связывает материальное правоотношение. А если говорить о материально-правовую заинтересованность третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, то она является косвенной, опосредствованной заинтересованностью в принятии благоприятного решения для того лица, на стороне которой она выступает, и заключается в обеспечении в будущем защиты своих прав и интересов по одной из сторон. Поэтому весь комплекс гражданско-процессуальных средств, предоставленных законом третьему лицу без самостоятельных требований, направленный на защиту интересов того субъекта, на стороне которого выступает эта третье лицо.
Согласно статье, которая комментируется, третьи лица, не заявляющие же-самостоятельных требований, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом решения, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности относительно одной из сторон.
Этот вид третьих лиц имеет следующие признаки:
- Отсутствие самостоятельного требования на предмет спора;
- Вступление в уже начатого дела и участие в ней на стороне истца или ответчика;
- Наличие материально-правовой связи только с тем лицом, на стороне которого выступает третье лицо;
- Защита третьим лицом интересов того лица, на стороне которых она выступает, поскольку решение по делу может в будущем повлиять на его права и обязанности относительно одной из сторон;
- Сочетание защиты интересов того лица, на стороне которой выступают третьи лица без самостоятельных исковых требований, со своей личной заинтересованностью (т.е. третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований относительно предмета спора, выступает в гражданском процессе в защиту интересов другого лица, но от своего имени ).
В вопросе оснований \ п третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, еще очень много неясного как в теории, так и на практике. Общим основанием участия в процессе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, является их косвенная юридическая заинтересованность в материальных пра-вовидносинах, входящих в сферу судебного разбирательства, о которой говорилось ранее.
Конкретные основания участия третьих лиц без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора и формы их юридической заинтересованности по отдельным категориям дел достаточно разнообразны и имеют неоднозначное толкование.
Так, например, по договору купли-продажи продавец обязан за-щаты покупателя товара от претензий, которые могут возникнуть у посторонних (других) лиц на проданное им имущество, исключать возможность привлечения к ответствен-ности покупателя со стороны других лиц (статьи 659 -661 ГК Украины). Таким образом, в случае отчуждения проданной вещи продавец обязан возместить покупателю ущерб. При этом покупатель, к которому предъявлен иск, оказывается в положении ответчика не по своей вине, а по вине самого продавца. Именно поэтому о-торговец по требованию покупателя привлекается к процессу с той целью, чтобы предоставить по-мощь покупателю по поводу купленной им вещи.
Наиболее распространенным основанием участия третьих лиц, не заявляющих само-самостоятельных требований, является возможность возникновения регрессного обязательства (ст. 1191 ГК). Решение, которое примет суд, может оказаться основанием для предъявления нового иска в другом процессе. Как правило, подобные случаи участия третьих лиц без самостоятельных требований встречаются чаще всего в гражданских делах.
Например, согласно ст. 1187 ГК вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, иное вещное право, договор подряда, аренда и т. п.) владеет транспортным средством, механизмом, другим объектом, использование, хранение или содержание которого создает повышенную опасность. Однако владелец источника повышенной опасности вправе предъявить к тому, кто непосредственно причинил вред (водителя, который находится с собственником в трудовых отношениях), регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине того, кто ее причинил. Согласно ст. 1172 ГК лицо, которое возместило вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им своих трудовых обязанностей), имеет право обратного (регресс - ной) требования к этому лицу.
Гражданский процессуальный закон широко трактует случаи участия в процессе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: любое лицо, интерес которого зависит от решения дела в пользу одной из сторон, может заявить о своем желании принять в нем участие или может быть привлечена к участию в деле судом, по ходатайству сторон или других лиц, которые принимают участие в деле. Это вносит неясности в чисто практические вопросы применения комментируемой статьи и даже вызывает трудности, поскольку «влияние» судебного решения на права и обязанности могут быть как непосредственным, так и весьма отдаленным. Данное положение обусловило очень расширительное толкование указанной нормы на практике. Устранить этот недостаток стремятся постановления Пленума Верховного Суда Украины по отдельным категориям дел, является, как известно, разъяснениями обязательными к исполнению судами.
Вступить в процесс третьих лиц без самостоятельных исковых требований могут не только по своей инициативе, но и привлекаться по инициативе суда, по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, обладает достаточными (ст. 27 ГПК) правами для того, чтобы было принято правильное решение, поскольку это для нее в дальнейшем может иметь очень большое правовое значение. Кроме того, третьи лица без самостоятельных требований обладают правом апелляционного и кассационного обжалования (статьи 292 и 324 ГПК). Они самостоятельно рас-поряджаються своими процессуальными правами и не связаны при этом с волей стороны, на стороне которого они выступают. Данный вид третьих лиц не обладает процессуальными правами, направленными на распоряжение предметом спора: изменение основания и предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, а также право требования принудительного исполнения судебного решения.
Введение к делу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не влечет за собой рассмотрение дела сначала. По нашему мнению, данное положение является нарушением принципа диспозитивности, поскольку в данном случае третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований относительно предмета спора, ограничивается в возможности защиты своих интересов по данному гражданскому делу.
В судебной практике встречаются трудности, связанные с удаленностью третьих лиц, которые принимают участие в процессе и не заявляют самостоятельных требований, от сторон и органов государственной власти и местного самоуправления, дают заключение по делу, прокурора и представителя. Такое отграничения следует проводить исходя из характера юридической заинтересованности (личная и служебная, материальная и процессуальная).