В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Комментарий :

Согласно ст. 6 Конвенции капитан судна имеет право заключать договоры об осуществлении спасательных операций от имени владельца судна. Капитан или владелец судна имеют право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна. Договор о спасании - это договор, предметом которого является предоставление услуг по спасанию (осуществление спасательной операции) по отношению к судну или имущества, находящихся в опасности. На практике используется немало проформ такого договора. Однако особое правовое значение имеет момент заключения договора: договор заключается в момент, когда судно или имущество находятся в опасности. Следовательно, договор, заключенный до возникновения опасности для судна или имущества, не является договором о спасании. Учитывая это также отметим, что договор буксировки (относительно правовой природы этого договора в юридической литературе немало дискуссий) относится к числу договоров, заключаемых к возникновению опасности.

Одним из условий договора должно быть условие о размере вознаграждения, при отсутствии договора - размер вознаграждения определяется по решению суда, хозяйственного суда или Морской арбитражной комиссии (в контексте Конвенции речь идет о суде или арбитраже).

Согласно ст. 7 Конвенции договор о спасании или любые его условия могут быть быть признаны недействительными или изменены, если:

а) договор был заключен вследствие чрезвычайных обстоятельств или под влиянием опасности и его условия являются несправедливыми;

б) вознаграждение, предусмотренное договором, слишком завышенной или заниженной относительно фактически предоставленных услуг.

Приведенный перечень обстоятельств является исчерпывающим. Отметим, что признание такого договора недействительным или решения вопроса об изменении условий отнесено к компетенции суда или арбитража. В таких случаях наиболее сложно доказать, что одна сторона знала или должна была знать о том, что другая сторона действовала под влиянием опасности и не согласилась бы на заключение договора на таких условиях при отсутствии опасности. Вопрос о справедливости условий и характер вознаграждения решается судом с учетом обстоятельств, имевших место во время спасательной операции.

В ч. 2 комментируемой статьи определены случаи, при которых спасатель может быть лишен права на получение вознаграждения или уменьшение размера вознаграждения:

(А) если спасатель вызвал необходимость спасения;

(Б) если спаситель совершил кражу, присвоил имущество либо совершил иные противоправные действия.

Приведенные действия свидетельствуют о неправильном поведении спасателя и могут признаваться основанием для лишения права на получение вознаграждения или уменьшение размера вознаграждения только при наличии вины спасителя. При этом вопрос о причинении необходимости спасения, как правило, возникает в случаях, когда опасность возникла вследствие столкновения судов или по вине буксира во время выполнения буксирных операций (по договору буксировки).

Однако приведенная норма требует изменений, поскольку вопрос о лишении права на вознаграждение по-другому решается согласно ст. 18 Конвенции. Во-первых, согласно Конвенции речь идет о полном или частичном лишении права на вознаграждение и специальную компенсацию (о ней будет идти речь в комментарии к ст. 338 КТМУ), возможность уменьшения размера таких плат не предусмотрена. Во-вторых, лишение права на вознаграждение и специальную компенсацию связывается не только с виной спасителя, а также его неосторожности. В-третьих, определены три случая, при которых возможно лишение права на вознаграждение и специальную компенсацию:

1) спасательные операции оказались необходимыми по вине или по неосторожности спасителя;

2) спасательные операции оказались сложными по вине или по неосторожности спасителя;

3) если спасатель виновен в обмане или иной недобросовестной поведении.

Случаи, при которых спасательные операции оказались сложными, могут иметь место тогда, когда судно спасается от одной опасности, но попадает по вине или по неосторожности спасителя в другую, что влечет увеличение расходов на спасательную операцию или привлечения посторонней помощи. Обман или иного рода нечестное поведение спасателя, как правило, связаны с противоправным поведением членов экипажа.

Особое значение на практике имеют условия о специальной компенсации клубов Пи энд Ай (The Special Compensation P & I Clab Clause, сокращенно - Scopic Clause), которые одобрены Международным спасательным союзом в 1999 г. Согласно "Скопик клоуз", размер вознаграждения - это фактические расходы, разумно понесенные спасателем при осуществлении спасательной операции, согласованные тарифные ставки за использование в операции буксиров, оборудования и персонала, включающие элемент прибыли и дополнительное вознаграждение в размере 25% тарифных ставок. Если фактические расходы превышают тарифные ставки, то вознаграждение включает фактические расходы и 10% тарифных ставок или тарифные ставки и 25% тарифных ставок в зависимости от того, что больше.