В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

ВОПРОС:

Подскажите, пожалуйста, может ли быть «упрощенцем» представитель организации коллективного управления (организация не прибыльная, занимающаяся сбором и распределением роялти), если да, то к какой группе относится? Спасибо.

ОТВЕТ:

Чтобы ответить на вопрос, следует для начала определить, чем является организация коллективного управления (ОКУ) и, соответственно, чем занимаются ее представители. Исходя из положений Закона «Об авторском праве и смежных правах», ОКУ – это организация, которая управляет на коллективной основе имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав и не имеет целью получение прибыли. Согласно ч. 2 ст. 47 упомянутого Закона она создается субъектами авторского права и является юридическим лицом.

Пользуясь классификацией ст. 83 ГК, ОКУ – это юридическое лицо частного права в форме непредпринимательского (то есть такого, что имеет целью получение прибыли) общества (поскольку является объединением лиц). Если же руководствоваться терминологией ХК, то ОКУ – это предприятие, созданное для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности (ст. 62 ХК), или объединение предприятий (ст. 118 ХК).

В любом случае – это самостоятельный субъект права, имеющий право осуществлять деятельность, указанную в уставе, в способ, который он посчитает наиболее приемлемым. А раз так, то ОКУ вполне может уполномочивать других лиц на представительство ее интересов перед третьими лицами.

Например, заключая агентские договора с ФЛП, в том числе с теми, что находятся на упрощенной системе налогообложения. Для таких ФЛП в этом случае желательно находиться в третьей группе плательщиков единого налога (ставки 3 % без НДС или 5 % с НДС), поскольку они, скорее всего, будут иметь отношение с юрлицом, не являющимся плательщиком единого налога. Вид деятельности таких ФЛП-агентов классифицируется по подклассу 74.87.0 КВЭД ДК:2005 «Предоставление иных коммерческих услуг». А именно услуг по разному посредничеству: деятельность посредников и маклеров, импресарио и им подобных агентов. Аналогично представителями ОКУ могут быть ФЛП-«упрощенцы» (или юридические лица), оказывающие юридические, бухгалтерские и иные услуги.

Но такие «упрощенцы» будут представителями ОКУ в широком, гражданско-правовом смысле. А потому уведомлять Государственную службу интеллектуальной собственности (ГСИС) о заключении договоров с такими лицами не нужно. Ведь как следует из приложения 3 Порядка учета организаций коллективного управления и осуществления надзора за их деятельностью, представителям ОКУ в понимании этого документа принадлежат руководитель (президент, председатель правления) и должностные лица, действующие на основании доверенности на право представлять организацию (заместитель руководителя, главный бухгалтер и проч.). То есть лица, занимающие в ОКУ определенные должности, а значит пребывающие с ней в трудовых или гражданско-правовых, а не в хозяйственных правоотношениях.

При этом использование «упрощенцев» в качестве представителей ОКУ несет ряд проблем и неудобств.

Во-первых, на осуществление ряда действий через хозяйствующего представителя в ОКУ должны быть соответствующие полномочия. Дело в том, что согласно ст. 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах» ОКУ осуществляет ряд действий, в том числе по заключению договоров об использовании прав, переданных в управление, от имени субъектов авторского права и смежных прав. Соответственно, как отметил ВХСУ в постановлении от 19.09.2006 № 21/695, ОКУ является представителем субъектов авторского права.

А раз так, то согласно ст. 240 ГК она обязана осуществлять сделки по предоставленным им полномочиям лично. Иному лицу ОКУ может передать свои полномочия полностью или в частичном объеме только в том случае, если это предусмотрено законом или договором между представляемым и представителем, или если она была вынуждена сделать это с целью охраны интересов лица, которое она представляет.

Возможность такого представительства со стороны должностных лиц ОКУ зафиксировано нормами законодательства, а вот возможность передачи полномочий по осуществлению сделок, указанных в ст. 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах», СПД должно быть зафиксировано в уставе. В противном случае договор о передаче полномочий по заключению сделок, указанных в ст. 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах», может быть признан недействительным.

Во-вторых, ФЛП-«упрощенец» должен будет действовать как самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, а потому в таком качестве он уже не может подчиняться трудовому распорядку или получать зарплату от ОКУ. С ним необходимо заключать не трудовой, а гражданско-правовой (хозяйственный) договор и выплачивать не зарплату, а агентское вознаграждение за конкретные посреднические операции, осуществленные им в интересах принципала (ОКУ). В противном случае отношения между ОКУ и ФЛП-«упрощенцем» могут быть расценены как трудовые, что в итоге может привести к возложению на ОКУ, как работодателя, обязанности по уплате НДФЛ, а также пенсионных и социальных взносов.

Правда, лицо может одновременно занимать должность в ОКУ и быть ФЛП-«упрощенцем», оказывающим, например, агентские услуги. В таком случае с ним как с должностным лицом следует заключать трудовой договор и уведомлять об этом ГСИС, а как с ФЛП–«упрощенцем» – агентские договора.

В-третьих, ОКУ как неприбыльной организации, не являющейся плательщиком единого налога, согласно п. 152.3 НК придется вести перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов – плательщиков ЕН, в который включаются операции, осуществленные таким контрагентом. А это увеличивает риски придирок к ОКУ со стороны налоговых органов в случае, если ФЛП-«упрощенец» будет оказывать свои услуги только одной ОКУ.

Впрочем, эту проблему можно устранить, если ОКУ сама перейдет на упрощенную систему налогообложения. Возможности для этого открывает использование в главе 1 раздела XIV НК, касающегося «упрощенки», понятия «субъект хозяйствования», а не «субъект предпринимательской деятельности», как это было в Указе Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».

Дело в том, что понятие «субъект хозяйствования» шире, чем СПД. Исходя из ч. 2 ст. 55 ХК, субъектами хозяйствования являются любые юридические лица, в том числе неприбыльные организации. В то же время под понятие «субъект предпринимательской деятельности» подпадают только те юрлица, что занимаются предпринимательством, то есть имеют цель получение прибыли. Именно из-за понятия СПД налоговики раньше приходили к выводу о том, что «упрощенка» не применяется к неприбыльным организациям (см. ответ от 10.12.2009 года).

Теперь же такие аргументы не сработают и, исходя из определения «субъект хозяйствования», неприбыльная организация также может избрать «упрощенку». Правда, выгода от такого шага (в плане оптимизации налогообложения) представляется сомнительной.

Таким образом, представители организаций коллективного управления вполне могут находиться на «упрощенке». Но в этом случае они будут действовать не как должностные лица ОКУ, а как самостоятельные СПД. Вид их деятельности при этом будет зависеть от вида услуг, которые они будут оказывать (например, это могут быть различные посреднические услуги). Их взаимоотношения с ОКУ в части представительства ее интересов при этом сопряжены с рядом трудностей и неудобств, указанных выше.