ВОПРОС:
По договору транспортного экспедирования: «Експедитор має право для належного та своєчасного виконання зобов'язань, передбачених Договором, залучати третіх осіб, у тому числі перевізників, які мають всі необхідні дозвільні документи, та укладати від власного імені договори на перевезення вантажів для виконання поданих Клієнтом Заявок».
У экспедитора, в свою очередь, заключен договор транспортного экспедирования с другим экспедитором. Можем ли мы привлекать по первому договору к выполнению обязательств по перевозке другого экспедитора или привлечение третьих лиц возможно лишь по договорам перевозки? В ч. 2 ст. 929 ГК речь идет именно о договоре перевозки груза, хотя вроде и запрета прямого нигде нет.
ОТВЕТ:
В данной ситуации стоит согласится с тем, что ч. 2 ст. 929 ГК упоминает только о договоре перевозки груза. Однако эта часть перечисляет обязанности экспедитора, которые могут быть включены в договор. То есть она говорит только о том, что в договоре транспортного экспедирования может содержаться пункт, согласно которому экспедитор будет обязан заключить договор перевозки.
При этом ст. 932 ГК предусматривает право экспедитора привлекать к выполнению своих обязанностей третьих лиц. По сути, это конкретизация норм ст. 528 ГК, которыми установлена возможность исполнения любого обязательства третьим лицом. То есть по общему правилу перепоручение возможно, если запрет на такие действия не установлен законом, договором, обычаем делового оборота или не проистекает из сути обязательства. Таким образом, экспедитор имеет право перепоручать исполнение всех или части своих обязанностей другому лицу, в том числе заключая договор перевозки.
Теперь же рассмотрим обязанности экспедитора. Статья 8 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» приводит весьма обширный перечень экспедиторских услуг. Все они могут быть исполнены третьим лицом (исходя из норм ч. 1 ст. 932 ГК). Однако далеко не все из них могут быть переданы на исполнение третьим лицам в рамках договора перевозки (например, складирование и/или сортировка грузов, их охрана, оформление таможенной, карантинной и санитарной документации). То есть комплексный анализ указанных норм доказывает, что экспедитор может в целях исполнения договора экспедирования заключать с третьими лицами не только договоры перевозки, но и другие договоры, например аренды складских помещений, хранения груза, предоставления охранных услуг и т. д.
Поэтому в принципе возможно привлечение третьих лиц и по договору экспедирования. Однако надо рассматривать и данную конкретную ситуацию. В приведенном выше пункте договора экспедирования экспедитору дается право привлекать третьих лиц, в том числе перевозчиков. То есть могут быть привлечены не только перевозчики, но и другие необходимые для выполнения договора лица. Таким образом, можно говорить о том, что договор не запрещает привлечь к исполнению другого экспедитора.
Вывод же относительно возможности заключения именно договора экспедирования можно сделать на основе приведенного в вопросе фрагмента договора и норм ст. 528 ГК. Как уже указывалось, она устанавливает, что исполнение обязательства третьим лицом возможно, если это прямо не запрещено. Как видим – ни закон, ни договор такого запрета не предусматривают.
Так что в целом можно сделать такой вывод. В сложившейся ситуации можно привлечь в качестве непосредственного исполнителя договора другого экспедитора на основании договора экспедирования. Однако ответственность перед клиентом за надлежащее исполнение будет нести первый экспедитор.