При передаче предприятием пакета акций, принадлежащих государству, в уставный фонд другой компании возникает вопрос, продолжает ли предприятие, передающее акции, относится к государственному сектору экономики и оставаться подконтрольным службе финконтроля? Верховный Суд ответил на этот вопрос в постановлении № 21-55а14.
Спор по рассматриваемому делу был инициирован предприятием государственного сектора экономики, которое обратилось в суд с требованием о признании противоправными действия органа финансового контроля относительно осуществления проверки. В обоснование своих требований предприятие указало на то, что в соответствии с распоряжением Фонда государственного имущества госпредприятие передало национальной акционерной компании 50 % плюс одну акцию, принадлежавших государству. После того, как истцом уже был передан пакет госакций, сотрудники органа финконтроля провели проверку финансово-хозяйственной деятельности истца, по результатам которой был составлен акт проверки и направлены соответствующие требования. По мнению истца, орган финконтроля, осуществляя указанную проверку, вышел за пределы своих полномочий, поскольку истец после передачи пакета государственных акций акционерной компании перестал относиться к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики.
Суды от первой до кассационной инстанции согласились с утверждениями истца относительно противоправности действий органа финконтроля по проведению проверки истца, который не является субъектом хозяйствования государственного сектора экономики в понимании статьи 22 ГК, в связи с чем не является и подконтрольным органа финконтроля. Такой вывод судов основывается на том, что принадлежащий государству пакет акций истца в размере 50 % плюс одна акция был передан в уставный фонд НАК, поэтому владельцем указанного пакета акций и акционером является акционерная компания, а не государство.
В то же время в решениях № К/9991/87189/11 и № К/9991/12228/11 ВАСУ пришел к противоположному выводу. Так, ВАСУ, предоставляя правовую оценку аналогичным фактическим обстоятельствам, решил, что у акционерных обществ, передающих пакеты акций в уставный фонд национальных акционерных компаний, даже после передачи акций остаются определяющие признаки подконтрольного учреждения как субъекта хозяйствования государственного сектора экономики.
У акционерных обществ, передающих пакеты акций в уставный фонд национальных акционерных компаний, даже после передачи акций остаются определяющие признаки подконтрольного учреждения как субъекта хозяйствования государственного сектора экономики.
Верховный Суд, устраняя разночтение норм права, разъяснил, что статья 2 Закона "Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине" определяет главной задачей органа финконтроля осуществление государственного контроля за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах, эффективным использованием средств и имущества, в том числе и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.
Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном капитале которых превышает 50 % или составляет величину, обеспечивающую государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.
Следовательно, одним из обязательных условий отнесения юридического лица к категории субъектов хозяйствования государственного сектора экономики является наличие в уставном фонде такого субъекта доли государства. При этом доля государства в уставном фонде такого субъекта должна превышать 50 % или предоставлять государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этого субъекта.
НАК, которой был передан пакет акций истца, была создана на основании постановления Кабмина, путем передачи пакетов акций, принадлежащих государству в уставных фондах нескольких хозяйственных обществ, в том числе и в уставном фонде истца. Государству принадлежит 100 % акций указанной национальной компании, выпущенных на величину ее уставного фонда. В соответствии с уставом НАК учредителем компании является государство в лице Кабмина. При этом компания определена как хозяйственная структура, осуществляющая управление объектами государственной собственности, в частности, корпоративными правами, принадлежащими государству в уставном капитале хозяйственных обществ, в том числе и истца. Таким образом, акции, переданные акционерной компании, остаются в государственной собственности.
Верховный Суд пришел к выводу, что в случае когда акции, права на которые в предприятии государственного сектора принадлежат государству, передаются в управление другому предприятию государственного сектора экономики, предприятие, которое передало акции, не теряет статуса предприятия государственного сектора экономики и его деятельность может быть проверена органами финансового контроля. То есть, если передаваемые госпредприятием пакеты акций в уставный фонд другого предприятия остаются в госсобственности, то в результате такой передачи акций госпредприятие не теряет статуса предприятия государственного сектора экономики и остается подконтрольным органам финансового контроля.
ВЫВОД:
В случае, когда акции, права на которые в предприятии государственного сектора принадлежат государству, передаются в управление другому предприятию государственного сектора экономики, предприятие, которое передало акции, в итоге не теряет статуса предприятия государственного сектора экономики и его деятельность может быть проверена органами финансового контроля.