В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Стремительное развитие рынка финансовых услуг способствует, к сожалению, не только началу стабилизации отечественного бизнеса, но и к такому же стремительному развитию финансовых афер. Так, например, в начале 2012 года была законодательно урегулирована процедура финансового администрирования активов для приобретения товаров в группах, что никоим образом не помешало аферистам строить деятельность, связанную с покупками в группах по принципу финансовой пирамиды.

Компании, которые создаются как администраторы покупок в группах, в том случае, когда действуют в рамках закона, получив лицензии Нацфинуслуг, привлекают денежные средства физлиц с целью их объединения для приобретения товаров, в основном автомобилей и техники, участниками объединенной группы. Хочется также обратить внимание на то, что-то законный способ приобретения товаров в группе предполагает аккумулирование средств потребителей (средства вносятся всеми участниками периодическими платежами) для покупки за счет таких совокупных платежей товара для каждого участника на договорном основании. Компании, работающие по схеме финансовых пирамид, также объединяют группу потребителей, которые также делают первоначальные взносы и периодические платежи, но при этом приобретение товара для них откладывается иногда на долгие годы. При этом аферисты предлагают потребителям не покупку товара, а право на его приобретение, а в подобных договорах, как правило, отсутствуют сведения о сроке его действия, о сумме платежей и штрафных санкциях за преждевременный выход из группы.

За последнее время количество обманутых потребителей стало существенно увеличиваться, а компании-администраторы продолжают свою деятельность, предоставляя участникам только возможность купить товар, но никак не сам товар. Вместе с тем в последнее время участились и случаи обращения таких потребителей в суд, о чем свидетельствует и судебная практика.

Рассмотрим как пример постановление № 6-161цс12, в котором ВСУ признал договор, заключенный одной из таких компаний, недействительным, а деятельность самой компании – нечестной и такой, которая вводит потребителей в заблуждение. ВСУ разъяснил основные несоответствия деятельности компаний-администраторов законодательству о защите прав потребителей.

Инициатором спора стал один из участников группы, который при желании приобрести собственный автомобиль заключил с компанией-администратором контракт, предметом которого являлось предоставление потребителю услуги по администрированию системы с целью приобретения автомобиля. По условиям заключенного контракта потребитель оплатил вступительный и несколько ежемесячных взносов (часть стоимости автомобиля и плату за услуги по формированию групп клиентов). Схема приобретения автомобиля, предусмотренная контрактом, заключалась в том, что за каждый выплаченный потребителем платеж ему начислялись баллы, и те потребители, которые произвели наибольшее количество взносов, имели преимущественное право на покупку автомобиля.

Кроме того, в контракте не было установлено сроков получения автомобиля, не предусмотрено никаких гарантий такого получения, даже в случае полной оплаты, и установлена обязанность потребителя уплатить штраф в случае отказа от контракта. Также компания-администратор в соответствии с условиями контракта оставила за собой право в одностороннем порядке изменять характеристики автомобиля, определять стоимость товара на момент его поставки потребителю, увеличивать стоимость товара без предоставления потребителю права расторгнуть договор в случае увеличения стоимости по сравнению с той, что была согласована сторонами на момент заключения договора. Потребитель, посчитав, что такой контракт не соответствует требованиям статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», поскольку содержит несправедливые условия договора об установлении жестких обязанностей потребителя, тогда как предоставление услуги обусловлено только собственным усмотрением исполнителя, обратился в суд с требованием о признании контракта недействительным.

Суды от первой до кассационной инстанции отказали в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что стороны контракта достигли согласия относительно всех его условий, поскольку потребитель подписал спорный контракт и к тому же не доказал, что условия контракта являются несправедливыми.

ВСУ, пересматривая решения, признал, что деятельность ответчика носит характер пирамидальной, а контракт о приобретении товаров в группе не соответствует законодательству о защите прав потребителя.

ВСУ принял такое решение с учетом того, что нечестная предпринимательская практика, то есть такая, которая включает в себя любую деятельность, вводящую потребителя в заблуждение или является агрессивной, запрещается Законом «О защите прав потребителей». Запрещаются как вводящие в заблуждение образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем – когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции.

Что касается признания подобных контрактов недействительными, то стоит отметить, что все сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными (часть 6 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей»). Как мы видим, Законом «О защите прав потребителей» установлена недействительность сделок, совершенных с использованием нечестной предпринимательской деятельности, которая заключается во введении в заблуждение потребителей путем привлечения их средств с целью реализации деятельности пирамидальной схемы.

ВСУ подчеркнул, что потребители, которые становятся участниками объединений для покупок в группах, действующих по пирамидальной схеме, платят средства не за сам товар, а за возможность получения права на покупку товара, а деятельность компаний, работающих по аналогичной схеме, является вводящей потребителя в заблуждение.

В письме № 10-729/0/4-12 ВССУ также отметил, что если деятельность компании содействует развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции, то сделки таких компаний являются недействительными.

 

ВЫВОД:

Правовая позиция ВСУ, изложенная в постановлении № 6-161цс12, сводится к тому, что деятельность компаний-администраторов систем покупок товаров в группах носит характер пирамидальной, если потребители платят за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции. При этом сделки, заключаемые такими компаниями и потребителями, должны признаваться недействительными в соответствии с положениями статьи 19 Закона «О защите прав потребителей». Так, согласно Закону «О защите прав потребителей» нечестная предпринимательская практика запрещается, а сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей устанавливает недействительность сделок, совершенных с использованием нечестной предпринимательской деятельности, которая заключается, в частности, во введении в заблуждение потребителей путем привлечения их средств с целью реализации деятельности пирамидальной схемы.