Показатели налоговых обязательств и кредитов, распределенных по налоговым периодам, в разрезе контрагентов отражаются в электронной базе «Детализированная информация по плательщику налога на добавленную стоимость по результатам автоматического сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов на уровне ГНА Украины» согласно предоставленным плательщиком налоговым декларациям. При этом в соответствии с п. 54.1 статьи 54 НК сумму налогового обязательства, указываемую в декларации, налогоплательщик исчисляет самостоятельно, а контролирующий орган, согласно предписаниям статьи 49 НК, обязан принять такую декларацию при отсутствии замечаний к ее оформлению.
Несмотря на то, что показатели налоговых обязательств вносятся в электронную базу на основании предоставленной плательщиком декларации, контролирующие органы, выявляя по результатам проведения проверки несоответствие задекларированных плательщиком показателей налогового кредита или обязательства, довольно часто самостоятельно вносят изменения в электронную базу сопоставления без предварительного вынесения налогового уведомления. Насколько законны такие действия налоговой, ведется немало споров, ведь сами контролирующие органы избрали такой порядок действий как один из способов давления на плательщиков. В свою очередь, суды не могут принять однозначного решения относительно правомерности таких действий. Все же налогоплательщики, в большей своей части, считают такие действия налоговой нарушением налогового законодательства, в связи с чем требуют обжалования в судебном порядке незаконных действий по самостоятельной корректировке показателей в базе.
Рассмотрим ситуацию, ставшую предметом спора, изложенного в постановлении № К/800/46922/13. В указанном постановлении с вопросом правомерности самостоятельного изменения контролирующим органом показателей налогового кредита и налоговых обязательств на основании акта проверки без принятия налогового уведомления-решения разобрался Высший административный суд. Так, ВАСУ пересматривал спор по иску предприятия, в отношении которого была проведена документальная внеплановая выездная проверка касательно документального подтверждения хозяйственных отношений с другим плательщиком налогов, их реальности и полноты отражения в учете. По результатам проверки был составлен акт о нарушении истцом статьи 139 НК (о завышении валовых расходов и доходов) и статей 185, 187, 198 НК (о завышении налогового кредита), а также об отсутствии подтверждения реальности осуществления хозяйственных отношений и соответственном завышении налоговых обязательств.
На основании акта проверки налоговым органом были откорректированы показатели налогового кредита и налоговых обязательств предприятия, отражаемые в базе сопоставления без принятия соответствующего уведомления-решения. Не соглашаясь с действиями контролирующего органа, предприятие обратилось в суд с иском, в котором просило признать действия ГНИ противоправными.
Судами первой и апелляционной инстанций требования предприятия были удовлетворены, в частности, действия налоговой о проведении корректировки и внесении изменений в электронную базу без принятия соответствующего налогового уведомления-решения на основании акта проверки были признаны противоправными.
ВАСУ, оценив обстоятельства по делу, согласился с выводами судов предыдущих инстанций относительно неправомерности самостоятельной корректировки показателей.
В первую очередь ВАСУ обратил внимание, что, кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового или денежного обязательства и пени, которую указывает в налоговой декларации или уточняющем расчете, подаваемом контролирующему органу в сроки, установленные НК. Такая сумма денежного обязательства или пени считается согласованной.
Более того, в соответствии с п. 49.8 статьи 49 НК принятие налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы. Так, принимая декларацию, уполномоченное должностное лицо обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 НК, в то время как другие показатели, указанные в декларации, не подлежат проверке до ее принятия. То есть при отсутствии замечаний к оформлению налоговой отчетности она регистрируется и считается принятой.
Таким образом, ВАСУ приходит к выводу, что обязанность налогоплательщика представить декларацию согласуется с обязанностью налогового органа принять такую декларацию и, при отсутствии замечаний к ее оформлению, отразить показатели этой декларации в соответствующих базах налоговой отчетности.
Следовательно, показатели налогового кредита и налоговых обязательств конкретного налогоплательщика, отражаемые в детализированной базе сопоставления, формируются на основании показателей представленных таким налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС и должны им соответствовать.
Из указанного следует, что самостоятельное изменение ответчиком в базе сопоставления показателей налогового кредита и налоговых обязательств налогоплательщика на основании акта проверки без принятия налогового уведомления-решения и без изменения этих показателей самим плательщиком путем представления уточняющих деклараций нарушает его права и интересы.
ВЫВОД:
В постановлении № К/800/46922/13 ВАСУ приходит к выводу, что налоговые органы не имеют права на самостоятельное внесение изменений в электронную базу «Детализированная информация по плательщику налога на добавленную стоимость по результатам автоматического сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов на уровне ГНА Украины» на основании акта проверки без принятия налогового уведомления-решения и без изменения этих показателей самим плательщиком.