Законодатели Украины в который раз пытаются привести в порядок нормы относительно трансфертного ценообразования (далее – ТЦО). Практика показывает, что некоторые новшества были разумными, а некоторые, мягко говоря, не совсем адекватными с точки зрения их внедрения и применения. И вот не так давно, а именно 23.04.2015 г., Верховная Рада Украины в первом чтении приняла Закон № 1861 от 27.01.2015 относительно изменений в Налоговом кодексе в части ТЦО.
Начнем с того, что предлагается считать цену обычной, если она подтверждена обязательной оценкой, независимо от возможности применения способов соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки". Таким образом, платежи нерезидентам в виде роялти, процентов по внешним заимствованиям и другим операциям, требующим обязательной оценки государственных органов, можно проводить на условиях, обозначенных в соответствующих заключениях, без проведения дополнительных процедур. Стремление, можно сказать, правильное, но есть попытки существенных ограничений, речь о которых пойдет далее.
Предлагается внести ясность относительно критерия связанности между двумя юридическими лицами в части соотношения привлеченных средств от контрагента или полученных гарантий с собственным капиталом. Если раньше такое соотношение налогоплательщики должны были считать как среднегодовое, то в случае принятия поправок в текущей редакции зависимость от кредитования одним лицом от другого необходимо проводить исключительно по состоянию на начало года. Решение рациональное, в силу наличия понимания соответствия данному критерию в самом начале года и проведению мониторинга за ценообразованием в текущем режиме.
Кроме того, законопроект предполагает усовершенствование определения "связанные лица" в части порядка подсчета суммы долей корпоративных прав за счет увеличения доли владения лица в следующем лице в цепи до 50 %. По мнению законодателей, доля владения корпоративными правами в размере 20 % в каждом следующем лице не предусматривает фактической возможности налогоплательщика влиять на решения лиц в цепи.
Новшества от законодателей предполагают закрепление мнения, что корректировкам в рамках ТЦО подлежат исключительно доходы и затраты налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость не корректируется.
Законопроект предполагает закрепление перечня товаров, которые имеют биржевые котировки, Кабинетом Министров Украины. Перечень бирж по-прежнему должен быть также закреплен соответствующим распоряжением КМУ.
Законодатели намерены конкретизировать, что контролируемой является операция между налогоплательщиком и его контрагентом. Также предлагается увеличить до 20 млн. грн. стоимостный критерий определения операции контролируемой. Безусловно, данная инициатива является крайне положительной. Стоит отметить, что в текущих условиях значительных темпов инфляции стоимостный критерий целесообразно привязать к валюте, а расчет проводить исходя из официального курса на определенную дату. И если в первоначальной редакции норм относительно ТЦО стоимостный критерий составлял более 6 млн. долл. США, то с учетом текущей редакции Налогового кодекса налогоплательщики вынуждены отчитываться по операциям в объеме менее 50 тыс. долл. США.
Такой низкий стоимостный порог вынуждает готовить и предоставлять отчетность по ТЦО неадекватно большое число налогоплательщиков, что никак не облегчает им жизнь, а существенно увеличивает их затраты.
Кроме того, законопроект предусматривает конкретизацию критериев, которые следует принимать во внимание при определении уровня рентабельности контролируемых операций. Такими характеризующими показателями предлагается принимать: валовую рентабельность, валовую рентабельность себестоимости, чистую рентабельность, чистую рентабельность затрат, рентабельность операционных затрат, рентабельность активов и рентабельность капитала. Указанный перечень не является исчерпывающим, но основной акцент следует делать именно на этих показателях.
Обязательство подавать контролирующим органам отчет о таких контролируемых операциях закрепляется для всех налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции в отчетном периоде. Данное новшество связано с увеличением стоимостного критерия признания операции контролируемой.
Кроме вышеперечисленного, законодатели предлагают понизить штрафные санкции за отсутствие раскрытия информации о контролируемой операции с 5 % до 1 % от такой операции, но при этом штраф не может превышать 100 минимальных заработных плат. Законодатели в данном случае не указывают дату, на которую следует принимать указанный ориентир ограничения штрафных санкций, но предполагаем, что данное упущение будет нейтрализовано в дальнейшем. Установленный минимум нужно считать исходя из константы на начало отчетного года.
Стоит отметить, что описанные выше потенциальные изменения, в случае их принятия, облегчат жизнь налогоплательщикам, отчитывающимся по ТЦО уже за операции, осуществленные в 2015 году. Вступление соответствующего Закона в силу предполагается со дня, следующего за его публикацией.
На сайте Министерства финансов Украины анонсируются изменения в НК, направленные на устранение несогласованностей, инициатором которых является Кабинет Министров Украины. Исходя из названия инициатив со стороны КМУ, приступая к анализу предложений, не было ожидания увидеть какие-либо дополнительные ограничения и усложнения для налогоплательщиков. Но обо всем по порядку.
Кабмин предлагает отнести к безнадежной задолженности обязательства хозяйствующих субъектов, признанных банкротами или ликвидированных из числа юридических лиц. Таким образом, налогоплательщикам в рамках ежегодной инвентаризации активов и обязательств целесообразно проверять статус своих контрагентов в едином государственном реестре на предмет соответствующих записей.
Предлагается уточнить, что переоценка основных средств, других необоротных и нематериальных активов, проведенная в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, не учитывается для исчисления обязательств по налогу на прибыль.
КМУ предлагает на законодательном уровне закрепить норму, согласно которой увеличенные обязательства по налогу на прибыль не оказывают влияние на размер авансовых взносов по налогу на прибыль. Так, в случае наличия претензий по данному вопросу со стороны фискальных органов к налогоплательщикам данные новшества будут крайне уместными для защиты интересов налогоплательщиков.
Самые неоднозначные изменения Кабмин предлагает внести в порядок исчисления обязательств по налогу на прибыль. Начнем с того, что приобретаемые товары/услуги от резидентов низконалоговых юрисдикций по-прежнему предлагается учитывать при расчете объекта налогообложения с понижающим коэффициентом. Но если сейчас налогоплательщики имеют право доказать соответствие условий операций принципу "вытянутой руки", в том числе в случае если такая операция не являлась контролируемой, то КМУ предлагает забрать такое право. Следовательно, если операция не является контролируемой, то коэффициент применяется в любом случае. Данная норма после ее имплементации в текущей редакции создаст условия, когда преференциями по формированию затрат при операциях с резидентами юрисдикций из перечня КМУ смогут воспользоваться исключительно крупные предприятия, находящиеся в собственности наших олигархов. Напомню, что стоимостный критерий признания операции контролируемой планируется увеличить до 20 млн. грн. В свою очередь, средний бизнес, вынужденный использовать корректировки НК при исчислении объекта налогообложения, не сможет использовать такие возможности.
Аналогичные нормы представители КМУ намерены имплементировать и в отношении роялти, сумма которых превышает 4 % от доходов налогоплательщика за предыдущий отчетный год. С учетом потенциальных изменений в части ТЦО все крупные предприятия, насчитывающие роялти в сумме больше 20 млн. грн. в пользу любых нерезидентов, независимо от того, где возникли первичные права на объекты интеллектуальной собственности, кто является бенефициарным собственником таких прав, будут иметь возможность учитывать такие начисления при расчете объекта налогообложения.
В данный момент более явного лоббирования интересов исключительно крупных предприятий Налоговый кодекс не содержит. Будем надеяться, что данные нормы мы не увидим в виде закона, подписанного Президентом.
Кроме всего прочего, инициаторы изменений предлагают увеличивать финансовый результат к налогообложению на: сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи неплательщикам налога на прибыль; сумму признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в пользу неплательщиков налога на прибыль в рамках гражданско-правовых договоров; сумму налога на недвижимое имущество, которая учтена при исчислении обязательств по налогу на прибыль.
С учетом инициатив наших законодателей, есть вероятность, что негативные ожидания большинства налогоплательщиков в части ограничения затрат, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, могут сбыться в самое ближайшее время.
Незначительные изменения предлагаются в части налога на добавленную стоимость. Начнем с того, что в Налоговом кодексе рекомендуют прописать право налогоплательщика на выписку сводных налоговых накладных. На данный момент такое право закреплено за налогоплательщиками соответствующим порядком, но решили имплементировать и в Налоговый кодекс. Предлагают ограничить налогоплательщиков в праве выписывать сводные налоговые накладные периодичностью не реже чем один раз в 10 дней. Пока что периодичность определяется договорными отношениями, но не реже одного раза в месяц. Безусловно, в связи со вступлением в силу формулы для расчета возможностей налогоплательщиков регистрации налоговых накладных большинство покупателей будут отказываться от сводной налоговой накладной, но ограничение периодичности их выписки не будет принято положительно.
Вместе с тем предлагается не начислять штрафные санкции за нарушение сроков регистрации налоговых накладных в едином реестре, выписанных при реализации товаров/работ/услуг неплательщикам налога на добавленную стоимость. Данная норма не исключает необходимость начисления налоговых обязательств при таких операциях, но фактически дает возможность проводить такие операции вовсе без регистрации налоговых накладных. Возможно, просьбы налогоплательщиков были услышаны, осталось защитить права покупателя, который нуждается в налоговом кредите и не должен нести ответственность (отсутствие права на налоговый кредит) за своего поставщика, в случае если последний по непонятным причинам не зарегистрировал налоговую накладную.
Предлагается исключить из перечня нежилой недвижимости хозяйственные (приусадебные) здания – вспомогательные (нежилые) помещения, к которым относятся сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т. д. Данное нововведение будет положительно воспринято физическими лицами – плательщиками налога на недвижимость.
Кабмин исключает из обязательств налогоплательщиков необходимость уведомления контролирующих органов относительно лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика (1-ОПП), и относительно изменений в учетных данных хозяйствующих субъектов. Новшество не существенное, но минимальный штраф за нарушение этого требования на данный момент составляет 510 грн.
ВЫВОД:
Предлагаемые изменения, описанные в данном материале, носят неоднозначный характер. Можно с пониманием относиться к желанию наполнять бюджет, но бизнес, как и страна в целом, сейчас не в самом лучшем состоянии. При этом проводится откровенное лоббирование интересов олигархов. Остается надеяться, что в результате общественного влияния налогоплательщики получат такое законодательство, которое позволит комфортно работать, зарабатывать, а фискальные органы станут действительно не карательной, а сервисной службой.