Процедура наследования всегда являлась одним из основных источников разнообразнейших юридических вопросов. На портале Право Украины активно обсуждали одну из частных ситуаций в рамках наследования, а именно порядок отказа наследника от принятия наследства в пользу другого.
Ситуация следующая. Есть два наследника, подавших заявления о принятии наследства в рамках срока, установленного ст. 1270 Гражданского кодекса. Эти шесть месяцев уже истекли, однако ни один из наследников еще не оформлял свидетельство о праве на наследство. При этом один из них принял решение отказаться от наследства в пользу другого, который не возражает против того, чтобы принять наследство в полном объеме.
Поэтому возник вопрос, возможно ли это.
Позиция 1. Поскольку ст. 1274 ГК, регулирующая правила отказа от наследства в пользу другого лица, не содержит никакого срока, то право отказаться от наследства в пользу другого наследника сохраняется и по истечении шестимесячного срока с момента открытия наследства. Прекращается это право только после получения свидетельства о праве на наследство, то есть после фактического вступления в наследство.
Позиция 2. Несмотря на то что ст. 1274 ГК не содержит какого-либо упоминания о сроке реализации права на уступку наследства иному лицу, эта процедура является частным случаем отказа от наследства вообще. Таким образом, следует опираться на срок, предусмотренный ст. 1273 ГК, и можно утверждать, что решение об отказе от наследства в пользу другого лица может быть принято лишь в рамках шестимесячного срока с момента открытия наследства. Подтверждает это и связка ст. 1270 и 1297 ГК, обязывающая наследника, принявшего наследство, получить по истечении 6-месячного срока свидетельство о праве на наследство.
Мнение юристов проекта: В данной ситуации, прежде всего, надо отметить, что отказ от наследства в пользу другого наследника является лишь частным случаем отказа от наследства. В частности, такой точки зрения придерживаются и авторы комментария к ст. 1274 ГК.
Кроме того, достаточно сложно говорить о том, что у наследника существует два разных права – право «безусловного» отказа от наследства и право отказа от наследства в чью-то пользу. Если исходить из допустимости такого утверждения, следует допускать, что существует множество разных прав на осуществление сделок в зависимости от каждого конкретного условия (например, придется различать право на осуществление «безусловного» дарения и право на дарение «с условием»).
Таким образом, стоит согласиться с Позицией 2: наследник может отказаться от принятия наследства лишь в рамках установленного ст. 1270 ГК срока, независимо от того, идет ли речь об отказе в пользу конкретного лица или о простом отказе. Дополнительным аргументов в пользу этой позиции может быть то, что и при абсолютном отказе от наследства фактически происходит отказ в пользу других наследников, просто правила распределения между ними доли отказника будут определяться не волей последнего, а предписаниями ст. 1275 ГК.
При этом необходимо обратить внимание, что установленный ст. 1270 ГК срок в шесть месяцев фактически является неким Рубиконом, после которого наследник (за исключением прямо предусмотренных законодательством случаев) лишается права изъявлять свою волю в отношении принятия/непринятия наследства. Этот «отсекающий» характер установленного срока ярко выражен в нормах ч. 3 ст. 1268, ст. 1271, ч. 1 ст. 1272, ч. 6 ст. 1273 ГК и косвенно подтверждается ч. 1 ст. 1298 ГК.
Отметим, что такой же взгляд на озвученную ситуацию выражен и в п. 25 постановления Пленума ВСУ «О судебной практике по делам о наследовании», содержащим недвусмысленную формулировку о том, что отказаться от принятия наследства в пользу иного лица наследник имеет право лишь в рамках срока, предусмотренного ст. 1270 ГК. Суды неоднократно ссылались на данную позицию при решении споров (в качестве примеров можно привести определение ВСУ по делу № 6-8873св09 от 27.01.2010 и постановление ВХСУ по делу № 10/579-08 от 06.08.2009).
ВЫВОД:
Наследник имеет право отказаться от наследства лишь в пределах шестимесячного срока с момента открытия наследства, независимо от того, идет ли речь об отказе в пользу конкретного лица, или о простом отказе.