В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Наследование доли в ООО – достаточно давняя и сложная проблема, которая при отсутствии надлежащего правового регулирования в уставе и согласия между участниками порождает немало вопросов.

Представим себе следующую ситуацию: долю мажоритарного участника ООО в размере 99 % уставного капитала унаследовали два его сына. Но вступить в ООО они не могут по причине того, что один из оставшихся участников, которому принадлежит 0,75 % уставного капитала ООО, не является на общее собрание и из-за этого не получается собрать кворум из оставшихся участников. К тому же согласно уставу переход доли возможен только с согласия всех остальных участников, которого этот миноритарный участник не дает. При этом двое других миноритариев, которым принадлежит суммарно доля в размере 0,25 % уставного капитала ООО, не против принятия наследников в состав участников ООО. Госрегистратор, в свою очередь, отказывается регистрировать изменения в уставе относительно состава участников без решения общего собрания или решения суда. Обязанности руководителя ООО исполняет один из наследников, бывший заместителем умершего директора – мажоритарного участника ООО.

Чтобы определить, как поступить в такой (либо аналогичной) ситуации, вспомним, что при принятии Закона "О хозяйственных обществах", а затем и при принятии ГК законодатель разделил корпоративные права участника ООО на две составляющие: право на долю как имущественное право участника на получение части имущества ООО, пропорциональной размеру этой доли, и право на участие как личное неимущественное право участника на управление ООО, объем которого также зависит от размера доли.

Согласно ст. 100 ГК право на участие в обществе, будучи личным неимущественным правом, не может передаваться другому лицу. В том числе согласно ст. 1219 ГК оно не входит в состав наследства, будучи правом, неразрывно связанным с личностью наследодателя. В отличие от права на участие, право на долю, будучи имущественным правом, входит в состав наследства и потому может наследоваться. Подтверждение этому – п. 9 постановления Пленума ВСУ от 30.05.2008 г. № 7, в котором однозначно указано, что наследуется не право на участие, а право на долю в уставном капитале.

Из этого следует, что подавать иск о признании права собственности на долю наследникам не имеет смысла: получив свидетельство о праве на наследство, они уже получили это право. Положения ч. 5 ст. 147 ГК, предусматривающей переход доли в уставном капитале общества с согласия других участников в установленных уставом случаях, стоит трактовать как необходимость такого согласия для получения доли в полном объеме. То есть речь идет не только о праве на долю, но и о праве на участие, подтверждением чему являются положения абз. 2 ч. 5 ст. 147 ГК и ст. 55 Закона "О хозяйственных обществах", в которых речь идет уже о согласии других участников не на переход доли, а на вступление наследников в общество.

Получить право на участие в обществе, если уставом предусмотрена необходимость получения согласия других участников на это, можно не только путем проведения общего собрания. Как следует из п. 3.2.4 рекомендаций ВХСУ от 28.12.2007 г. № 04-5/14 согласие других участников на вступление наследников в общество может быть выражено как путем единогласного принятия решения на общем собрании о принятии наследников в состав участников общества, так и другим способом, подтверждающим волеизъявление каждого из участников общества. Например, это может быть письменное согласие каждого из оставшихся участников общества. Но все же более надежным будет принятие такого решения общим собранием, поскольку его решения в качестве основания для принятия наследников в состав ООО признает не только ВХСУ, но и ВСУ (см. письмо от 01.08.2007 и п. 30 постановления Пленума ВСУ от 24.10.2008 г. № 13).

Если получить такое согласие ни путем единогласного решения общего собрания оставшихся участников, ни путем согласия в другой форме не удастся (в том числе, если общее собрание так и не состоится), то наследникам придется отказаться от вступления в хозобщество. В этом случае согласно ч. 2 ст. 55 Закона "О хозяйственных обществах" и ч. 5 ст. 147 ГК они будут иметь право на получение в денежной или натуральной форме доли в имуществе, принадлежавшей наследодателю, стоимость которой определяется на день его смерти. Исходя из положений ст. 54 Закона "О хозяйственных обществах", такая выплата должна быть осуществлена после утверждения годового отчета и в срок до 12 месяцев со дня выхода.

Если оставшиеся участники будут препятствовать выделению доли (в частности, не утверждая годовой отчет), то наследники смогут реализовать свое право через суд, подав, к примеру, иск о выделении их доли в натуре путем признания права собственности на имущество предприятия, стоимость которого соответствует рыночной стоимости доли их наследодателя на момент его смерти. Рассчитать стоимость такой доли и ее соотношение со стоимостью предприятия в этом случае можно будет на основании заключения аудитора или независимого оценщика. Похожим образом свои права защитили, к примеру, наследники в деле, которое закончилось определением ВСУ от 20.01.2010 г. № 6-26355св08. При этом во избежание лишних проблем наследникам желательно также предварительно подать заявление об отказе от вступления в хозобщество и о выплате им стоимости доли наследодателя. Причем подать такое заявление стоит за три месяца до выделения им их доли.

Другие способы отстаивания прав наследников на долю в уставном капитале ООО, упомянутые выше (перевод активов и признание права собственности на ЦИК ООО), вряд ли будут признаны законными. Продажа ценного имущества ООО, судя по всему, потребует решения общего собрания (иначе сделка относительно такой продажи может быть признана недействительной), а без вступления в состав участников ООО наследники не смогут такое решение принять. Что же касается признания права собственности наследников на имущество ООО, то изначально такое имущество наследникам не принадлежит. Они имеют лишь право требования выплаты стоимости своей доли, потому могут признать за собой право собственности на имущество ООО только в случае необходимости защиты в такой способ своего права на выделение доли в натуре. Не могут наследники защитить свои права и путем возложения на несогласного участника обязанности принять участие в общем собрании и/или согласиться на их вступление в ООО, поскольку как участие в общем собрании, так и предоставление согласия на вступление наследников в ООО являются правом, а не обязанностью участника.

  

ВЫВОД: 

Если уставом ООО предусмотрено, что доля в его уставном капитале переходит к наследникам только с согласия других участников общества, то это означает, что до момента получения такого согласия наследники умершего участника не имеют права на участие в ООО. Без согласия всех оставшихся участников наследники не смогут законно стать участниками ООО. В случае отсутствия такого согласия даже со стороны одного из участников ООО им остается только право на получение в денежной или натуральной форме доли в имуществе ООО, эквивалентной стоимости доли наследодателя на момент его смерти. Другие возможные способы защиты их прав в этом случае являются либо незаконными, либо неэффективными, либо преждевременными.

 


Получите за 15 минут консультацию юриста!