Руководитель предприятия, как и любой другой наемный работник, несет ответственность за вред, причиненный имуществу работодателя. Материальная ответственность лиц, занимающих руководящую должность, хотя и имеет некоторые особенности, в целом все же регулируется общими нормами трудового права о материальной ответственности работников.
Как показывает практика, часто, поскольку работодатель возлагает «моральную» ответственность за свой бизнес на руководителя, в случае нарушений или злоупотреблений со стороны последнего, такой работодатель пытается переложить максимум ответственности на плечи назначенного им менеджера. Однако в таких случаях стоит помнить, что императивные нормы трудового законодательства Украины все же очень сильно ограничивают работодателя в его намерениях.
В связи с этим следует рассмотреть, какие пределы ответственности руководителя предприятия установлены действующим законодательством.
Привлечение к ограниченной материальной ответственности
Согласно ст. 132 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ Украины) материальная ответственность работника ограничивается размером среднего месячного заработка такого работника, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве. Данная норма устанавливает общее правило трудового законодательства, которое распространяется, в том числе, и на ответственность руководителей предприятий.
Дополнительно ст. 133 КЗоТ Украины устанавливает для руководителей максимальную ответственность в таком же размере среднего месячного заработка, если вред предприятию был причинен:
– лишними денежными выплатами;
– неправильной постановкой учета и хранения материальных, денежных или культурных ценностей;
– непринятием необходимых мер по предотвращению простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищения, уничтожения и порчи материальных, денежных или культурных ценностей.
Следует отметить, что хотя ст. 133 КЗоТ Украины содержит перечень оснований ограниченной материальной ответственности, такой перечень не носит закрытого характера. Статьи 132 и 133 КЗоТ Украины устанавливают ограниченную материальную ответственность в одинаковом объеме, но при этом ст. 132 указанного нормативного акта устанавливает общее правило, которое распространяется, в том числе, и на руководителей.
То есть во всех случаях причинения убытков руководителем предприятия его можно привлечь только к ограниченной материальной ответственности, кроме тех случаев, когда законодательством прямо предусмотрено иное.
Отдельным вопросом, который возникает в процессе оформления трудовых отношений с руководителем, является вопрос касательно возможности изменения объема материальной ответственности такого руководителя при заключении с ним трудового контракта. Согласно Положению о порядке заключения контрактов при принятии (найме) на работу работников, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 1994 года № 170, трудовой контракт не может вводить по отношению к работнику полную материальную ответственности, кроме случаев, предусмотренных КЗоТ Украины.
Стоит упомянуть, что вопрос контрактного регулирования пределов материальной ответственности работника был также затронут в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 29 декабря 1992 года № 14 «О судебной практике в делах о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками». В соответствии с п. 4 указанного постановления, если пределы материальной ответственности были определены в заключенном с работником контракте, такая ответственность возлагается на работника согласно условиям контракта.
Однако в виду того что ст. 132 КЗоТ Украины прямо разрешает применение материальной ответственности в размерах, превышающих средний заработок, только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, представляется логичным, что стороны трудового контракта не могут ни расширять предел материальной ответственности, ни установить полную материальную ответственность на свое усмотрение, если это не разрешено нормами законодательства. Учитывая вышеизложенную позицию ВСУ, возможным представляется установление в трудовом контракте ответственности в размере меньшем, нежели средний заработок (например, две третьих заработной платы), но не наоборот.
Договорная полная материальная ответственность
Довольно распространенной ошибкой в оформлении трудовых отношений с руководителем является заключение с таковым договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Однако, как правило, практика заключения подобных договоров (или, как упоминалось выше, включения соответствующих положений в трудовой контракт) именно с руководителем предприятия не соответствует законодательству ввиду следующего.
В соответствии со ст. 134 КЗоТ Украины основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности за причиненный ущерб является наличие заключенного с ним договора о принятии полной материальной ответственности за необеспечение целости имущества и других ценностей, переданных ему на хранение либо в других целях.
Практика включения в трудовой контракт положений о расширении пределов материальной ответственности руководителя или заключения с руководителями договоров о полной материальной ответственности не соответствует законодательству
Как следует из ст. 135 1 КЗоТ Украины, договор о полной материальной ответственности может заключаться при одновременном соблюдении следующих условий: (1) достижение работником 18-летнего возраста; (2) работник должен занимать должность или выполнять работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей; и (3) должность, которую работник занимает, или работа, которую он выполняет, должны присутствовать в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности (далее – Перечень), утвержденными постановлением Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 28 декабря 1977 года № 447/24. Такой Перечень действует на территории Украины согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 года № 1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР».
Следует отметить, что Перечень не содержит должности руководителя, в связи с чем заключение договоров о полной материальной ответственности с руководителями по общему правилу не представляется возможным.
Спорным считается вопрос относительно того, можно ли заключать договор о полной материальной ответственности руководителя в том случае, если его трудовые функции, среди прочего, включают определенную работу, включенную в Перечень. Поскольку возможность возникновения таких случаев (особенно, в условиях малого бизнеса) является вполне реальной, при соблюдении всех перечисленных выше условий нет оснований отрицать законность заключения подобных договоров. С другой стороны, представляется закономерным то, что полную материальную ответственность такой «многофункциональный» работник должен будет нести только в связи с выполнением той работы, которая включена в Перечень.
Внедоговорная полная материальная ответственность
Кроме заключения соответствующих договоров, законодательство дает возможность привлечь наемного работника, включая руководителя предприятия, к полной материальной ответственности и в некоторых других случаях. При наступлении таких случаев (установленных ст. 134 КЗоТ Украины) полная материальная ответственность наступает вне зависимости от наличия или отсутствия договора между сторонами трудовых отношений.
Так, согласно ст. 134 КЗоТ Украины работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, в случаях, когда:
– имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
– ущерб причинен действиями работника, которые преследуются в уголовном порядке;
– ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии;
– ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием работнику в пользование;
– согласно законодательству на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию при выполнении трудовых обязанностей;
– ущерб причинен работником не при выполнении трудовых обязанностей;
– должностное лицо виновно в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу;
– руководитель предприятия виновный в несвоевременной выплате заработной платы свыше одного месяца, что привело к выплате компенсаций за нарушение сроков ее выплаты, и при условии, что государственный и местный бюджеты, а также юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этим предприятием.
Говоря о полной материальной ответственности работников, следует также упомянуть о сравнительно новом положении, установленном Законом Украины от 5 июля 2012 года № 5067-VI «О занятости населения», которое касается возмещения расходов работодателя на обучение работника. Согласно указанному Закону, если с работником был заключен договор о направлении такого работника в учебное заведение для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, то, в случае увольнения этого работника раньше определенного таким договором срока, работник может быть обязан возместить работодателю расходы, связанные с оплатой учебы.
Повышенная материальная ответственность
КЗоТ Украины, в частности ст. 135 3, предусматривает возможность материальной ответственности работника в размере, превышающем номинальный размер причиненного вреда, включая возможность кратного исчисления такого размера. Однако данная норма КЗоТ Украины по своей сути является отсылочной, а поэтому случаи привлечения работников к повышенной материальной ответственности необходимо искать в действующем законодательстве Украины.
На сегодня основным нормативным актом, предусматривающим возможность привлечения работников к повышенной материальной ответственности, является Закон Украины от 6 июня 1995 года № 217 «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей». Например, согласно указанному закону задолженность работника в случае невозврата в установленный срок аванса, выданного в иностранной валюте на служебную командировку или хозяйственные надобности, взыскивается в сумме, эквивалентной тройной сумме (стоимости) таких валютных ценностей.
Очевидно, что нести материальную ответственность в таком кратном размере может, без исключения, также и руководитель предприятия, поскольку, как правило, для привлечения к такой ответственности значение имеет скорее вид полученного от работодателя имущества, чем должность сотрудника.
ВЫВОД:
Таким образом, согласно КЗоТ Украины в случае причинения убытков предприятию руководителя можно привлечь только к ограниченной материальной ответственности, кроме тех случаев, когда законодательством прямо предусмотрено иное. В то же время практика включения в трудовой контракт положений о расширении пределов материальной ответственности руководителя или заключения с руководителями договоров о полной материальной ответственности не соответствует законодательству. Отдельные случаи, в которых руководителя все же можно привлечь к полной или даже повышенной материальной ответственности, предусмотрены КЗоТ Украины и другими актами трудового законодательства.