В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Бережное отношение к имуществу предприятия относится к основным обязанностям работников в рамках трудовой дисциплины. В связи с этим регулирование материальной ответственности работников призвано не только обеспечить правовой механизм возмещения причиненного ущерба, но и простимулировать трудовой коллектив избегать возникновения оснований для этого. Потому на практике иногда приходится сталкиваться с довольно интересными идеями руководителей предприятий, имеющих цель максимально защитить балансовое имущество. Причем зачастую интересны эти идеи не своим новаторским подходом, а сложностью их юридической реализации (а иногда и вовсе дискуссионной правомерностью).

Так произошло и в случае, описанном на портале Право Украины, где пользователь столкнулся с распоряжением его директора относительно заключения договора о полной индивидуальной материальной ответственности. При этом директор требует, чтоб такой договор был заключен работником с каждым из руководителей структурных подразделений предприятия (в том числе с главным бухгалтером, инспектором по кадрам и т. д.). Помимо этого, автор темы не исключает издание директором предприятия приказа об ответственности за сохранение работником предоставленного ему оборудования в пользование. Потому обсуждение коснулось и вопроса о правомерности такого приказа. Мнения юристов на счет таких нововведений можно свести к двум тезисам.

Позиция 1. Заключение таких договоров возможно, однако они не повлекут за собой правовых последствий. Так как на их основании взыскание будет невозможно. Такие договоры и приказы могут сработать только в качестве дисциплинарного запугивания.

Позиция 2. В таких договорах нет необходимости, поскольку КЗоТ предусматривает и так достаточно правовых путей для привлечения к полной материальной ответственности работников, к которым она может быть применена.

Мнение юристов проекта: В вопросе о возможности заключения нескольких договоров о полной материальной ответственности в первую очередь необходимо учесть положения п. 1 ст. 134 и ст. 135 1 КЗоТ, где в роли сторон таких договоров предусмотрены работник и предприятие. В виду этого в Типовом договоре о полной индивидуальной материальной ответственности предусмотрено представительство интересов предприятия его руководителем или заместителем руководителя. Исходя из этого, возможность заключения договоров о полной материальной ответственности с руководителями структурных подразделений законодательством не предусмотрена.

Учитывая это, по поводу данного вопроса следует согласиться с мнением о том, что даже если такие соглашения и будут заключены, они не смогут быть применены в случае возникновения оснований для привлечения работника к материальной ответственности. Если же такое основание и возникнет, полная материальная ответственность будет применена лишь на основании соответствующего договора между работником и работодателем или в иных случаях, предусмотренных в ст. 134 КЗоТ. Потому инициатива директора предприятия о таких договорах между работником и руководителями всех структурных подразделений не только не имеет достаточных правовых оснований, но и необходимость в ее реализации сомнительна.

Относительно приказов директора предприятия, которыми конкретный работник наделяется полной индивидуальной материальной ответственностью, следует отметить, что они также лишены достаточных правовых оснований. Ведь такой вид материальной ответственности регулируется трудовым законодательством и трудовым соглашением между работником и работодателем. То есть невозможны безосновательные односторонние распоряжения работодателя о назначении работников, на которых будет распространяться полная материальная ответственность.

Потому в данной ситуации при возложении на работника полномочий, предусматривающих заключение с ним договора о полной материальной ответственности, необходимо ориентироваться на возможность заключения с работником такого договора. Если же с работником уже заключен такой договор, при занятии работником новой должности (или возложении на него обязанностей по выполнению работ), содержащейся в Перечне, целесообразным будет внесение изменений в договор либо заключение нового соглашения. При этом заключение договоров с руководителями отдельных подразделений не будет иметь смысла, равно как и назначение «сверху» лиц с полной материальной ответственностью.

 

ВЫВОД:

В описанной пользователем ситуации директору предприятия не нужно придумывать новые «рычаги» материальной ответственности работников, даже если он всецело проникся желанием максимально защитить имущество предприятия. Поскольку законодательство содержит достаточное регулирование этого вопроса, а заключение договора о полной материальной ответственности возможно лишь в строго определенных случаях. Потому если основания для наступления полной материальной ответственности все же возникнут, лишь ее надлежащее правовое обеспечение может повлечь обязательство работника возместить причиненный ущерб в полном объеме.