Вопрос, связанный с оказанием юридической помощи в делах об административных правонарушениях, вызвал неподдельный интерес на форуме JuristOFF. Суть вопроса в том, могут ли в делах об административных правонарушениях оказывать такую помощь специалисты в области права, и если да, то каким документом должны подтверждаться их полномочия? Интересен он, прежде всего, тем юристам предприятий, которых руководители уполномочивают представлять свои интересы по таким делам в судах.
Позиция 1. Полномочия специалиста в области права на представление интересов других лиц по КоАП подтверждаются дипломом юриста и доверенностью, поскольку:
- согласно ст. 59 Конституции каждый имеет право на правовую помощь, что согласно решению КСУ от 16.11.2000 № 13-рп/2000 следует понимать, в том числе, как право лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью получения правовой помощи выбирать защитником своих прав лицо, являющееся специалистом в области права и по закону имеющее право на представление правовой помощи лично или по поручению юридического лица;
- право представительства в суде возникает с момента делегирования полномочий, а термин «защитник» в «широкой» трактовке – это лицо, представляющее интересы другого лица в суде той или иной юрисдикции, т. е. суть одна и та же.
Позиция 2. Специалисты в области права не могут представлять интересы иных лиц в делах об административных правонарушениях, поскольку:
- как следует из решения КСУ от 16.11.2000 № 13-рп/2000 полномочия и порядок вступления в уголовный процесс и процесс по делам об административных правонарушениях определяются специальным законом;
- в постановлении Пленума ВСУ от 24.10.2003 № 8 была признана правильной практика судов, которые при отсутствии специального закона не допускают специалистов в области права к осуществлению защиты в уголовных делах (по аналогии – к участию в делах об административных правонарушениях).
Позиция 3. Специалисты в области права не представляют интересы других лиц, а оказывают им правовую помощь, и их полномочия подтверждаются договором об оказании правовой помощи, поскольку:
- по своему правовому статусу и защитник, и лицо, предоставляемое правовую помощь, – лица самостоятельные. Представитель уполномочен осуществлять все действия вместо представляемого, а защитник только помогает последнему. Защитник не может отказаться от иска (по ГПК, например) или в случае дел об админправонарушениях – признать вину, что практически (по ГПК) и теоретически (по КоАП) мог бы сделать представитель.
- поскольку суть/статус защитника что в уголовном процессе, что в административном (имеется ввиду КУоАП) одна и та же, то логично было бы привести и одинаковые требования к документам, подтверждающим полномочия;
- полномочия адвоката, не состоящего в объединении, как и иного специалиста в области права, подтверждается соответствующим соглашением (т. е. договором). Этот договор – договор об оказании правовой помощи (услуги).
Мнение юриста: Специалист в области права, как и адвокат, не может быть представителем лица в делах об административных правонарушениях. Такое лицо, как представитель, отсутствует в главе 21 КоАП, определяющей лиц, принимающих участие в делах об административных правонарушениях. Такую же позицию занимают и суды. В частности, в письме апелляционного суда города Киева от 01.05.2009 отмечается, что в соответствии со ст. 270 КоАП предусматриваются только законные представители. Поэтому практика принятия апелляционных заявлений от других представителей (представителей по доверенности) признается неправильной.
В то же время согласно ст. 271 КоАП, называющейся «Защитник», в рассмотрении дел об административных правонарушениях могут принимать участие адвокат, другой специалист в области права, который по закону имеет право на представление интересов лично или по поручению юридического лица. То есть специалист в области права выступает в делах об админправонарушениях не как представитель, а как защитник.
Да, суды и сейчас иногда отказывают специалистам в допуске к участию в деле, ссылаясь на отсутствие специального закона (см. постановление Волынского апелляционного суда от 23.03.2010 по делу № 33-93/10), но вряд ли такую практику стоит считать верной. Ведь законом, о котором упоминает КСУ в решении от 16.11.2000 № 13-рп/2000, вполне можно считать и КоАП (термин «специальный закон» к этому случаю судьи, в том числе ВСУ, применили самостоятельно).
Полномочия таких лиц должны подтверждаться не доверенностью, а договором на оказание юридических услуг. Такой договор будет подтверждать право специалиста в области права на предоставление правовой помощи, как того требуют суды (см. постановление апелляционного суда города Киева от 07.05.2010 по делу № 33-861/2010). Доверенность же может потребоваться в других случаях: 1) если договор оказания юридической помощи заключен не непосредственно с юристом, а с юридической фирмой, от имени которой лицо выступает; 2) для подачи жалоб на решения органов, которые рассматривают дело об админправонарушениях. Но в обоих случаях доверенность является документом, походящим от договора на оказание юридических услуг, без наличия которого лицо не может быть допущено в процесс как защитник.
ВЫВОД:
Специалисты в области права могут выступать в делах об административных правонарушениях как защитники, при условии заключения с лицом, которому оказывается правовая помощь, договора на оказание юридических услуг. Кроме того, в некоторых случаях, помимо договора, потребуется также доверенность на осуществление определенных действий.