Отвоевать свой бренд артист может даже при наличии у его продюсера зарегистрированной торговой марки.
Практически все видные (и не очень) деятели шоу-бизнеса регистрируют свое имя или псевдоним в качестве торговой марки, используя их как сценическое имя.
Необходимость использования артистом торговой марки, систематизирующей репутацию, фирменный стиль и культуру артиста, продиктована рыночными условиями с целью защиты имущественных и неимущественных прав артиста. Кроме того, за счет известности имени артиста увеличивается и стоимость самой торговой марки как нематериального актива.
Как правило, все права на торговые марки принадлежат продюсерам артистов, а сами звезды далеки от юридических тонкостей оформления своих отношений с продюсерами.
Но когда возникает конфликт между артистом и продюсером (который, напомним, обладает правами на торговую марку или коммерческое наименование), выступление артиста под своим родным именем, идентичным сценическому, при условии использования такого же имени новым подопечным продюсера, может повлечь за собой обвинение артиста в недобросовестной конкуренции. А это, в свою очередь, грозит наложением приличной суммы штрафа – до 5 % выручки от реализованных товаров (услуг) за предыдущий год – и даже запретом артисту выступать под своим прежним именем.
Создается абсурдная ситуация, когда под известным сценическим именем продюсер теоретически вправе представить публике никому не известного человека. Еще абсурднее ситуация, когда известный артист, выступая под собственным именем, будет преследоваться в судебном порядке за неправомерное использование чужой торговой марки.
Так, статьей 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» предусмотрено, что неправомерным является использование в хозяйственной деятельности:
– имени;
– коммерческого (фирменного) наименования;
– торговой марки (знака для товаров и услуг);
– других обозначений
без разрешения на то субъекта хозяйствования, который ранее начал использовать их или похожие на них обозначения, что привело или может привести к смешиванию с деятельностью этого субъекта.
На первый взгляд, использовать свое собственное имя в качестве сценического имени, которое зарегистрировано как торговая марка другим лицом, – формально артист не вправе, так как имеет место частичное использование чужой торговой марки (в частности, такого ее элемента, как словесное обозначение – имя артиста). Без разрешения на то правообладателя торговой марки это уже будет актом недобросовестной конкуренции.
В то же время, фактически запретить использовать свое имя артисту, даже если не признавать недействительным свидетельство продюсера на торговую марку, никто не сможет, и в дальнейшем он сможет выступать под своим именем, которое совпадает со сценическим. Право на имя принадлежит определенному лицу и является абсолютным.
Но здесь проблема для артиста лежит гораздо глубже. Ведь торговая марка, центральным элементом которой является словесное обозначение – имя артиста, будучи брендом артиста, работает не на него. Никакой прибыли от использования продюсером «своей-чужой» торговой марки артист не получает.
И логично, что артист попытается взять под контроль не только творчество, используя свое имя, но и другие бизнесы, в которых торговая марка уже раскручена и является мощным генератором доходов.
Задача минимум – добиться права использовать свое сценическое имя в коммерческих целях.
Задача максимум – лишить бывшего продюсера каких-либо прав на использование торговой марки со своим именем
Первый шаг на пути отвоевания артистом своего бренда – фирменное наименование.
Понятие «фирменное (коммерческое) наименование» в законодательстве отсутствует, но исходя из практики и обычаев делового оборота коммерческим наименованием является словесное название субъекта хозяйствования, цель которого – идентификация субъекта. В этом заключается его отличие от торговой марки, где комбинируются словесные, графические и другие элементы, цель которой – идентификация товаров и услуг.
Статьей 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности, а также статьей 489 Гражданского кодекса предусмотрено, что фирменное наименование является действующим с момента его первого использования и охраняется без обязательной подачи заявления на него или регистрации и независимо от того, является ли коммерческое наименование частью торговой марки.
В статье 159 Хозяйственного кодекса предусмотрено, что гражданин-предприниматель вправе заявить в качестве коммерческого наименования свое имя и фамилию. Правовой охране подлежит коммерческое наименование, если оно фактически используется в хозяйственном обороте.
Таким образом, артист имеет полное право на использование своего имени в качестве сценического с момента регистрации себя физлицом-предпринимателем, посему такое имя является коммерческим наименованием артиста.
Отсюда имеем коллизию прав между объектами интеллектуальной собственности, которые включают одинаковые словесные обозначения (имя артиста), – между коммерческим наименованием артиста, на которое он имеет право с момента его госрегистрации предпринимателем, и торговой маркой с именем артиста, правообладателем которой является продюсер. Решается такая коллизия с помощью принципа старшинства прав.
Согласно статье 6 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» не могут быть зарегистрированы как знаки обозначения, которые идентичны или похожи настолько, что их можно перепутать с известными в Украине фирменными наименованиями, принадлежащими другим лицам.
Если артист зарегистрировался предпринимателем раньше, чем продюсер зарегистрировал соответствующую торговую марку, у артиста есть все основания в судебном порядке признать свидетельство на торговую марку недействительным
На случай, если артист не успел зарегистрироваться предпринимателем до того, как продюсер зарегистрировал торговую марку, возможны другие варианты получения права на использование торговой марки со своим именем.
Так, в статье 16 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» предусмотрено, что исключительное право владельца свидетельства на торговую марку запрещать другим лицам использовать без его согласия зарегистрированный знак не распространяется, среди прочего, на:
– осуществление какого-либо права, возникшего до даты подачи заявки или, если был заявлен приоритет, до даты приоритета заявки;
– добросовестное применение своих имен или адресов.
В статье 500 Гражданского кодекса разъяснено, что любое лицо, которое до даты подачи заявки на торговую марку или, если был заявлен приоритет, до даты приоритета заявки в интересах своей деятельности добросовестно использовало торговую марку в Украине или осуществило значительную и серьезную подготовку для такого использования, имеет право на бесплатное продолжение такого использования или использование, предусмотренное указанной подготовкой.
Следует вывод: если артист использовал незарегистрированную торговую марку со своим именем до даты регистрации аналогичной (или схожей) торговой марки продюсером артиста, то последний не вправе запретить артисту дальнейшее использование данной торговой марки
Если продюсер подал иск к артисту о запрете использования зарегистрированной торговой марки, следует предъявить встречный иск об установлении права дальнейшего пользования спорной торговой маркой (установлении права предварительного пользования).
Следует предостеречь, что право предварительного пользования ограничено и носит временный характер, хотя и позволяет легально осуществлять концертную деятельность. Артист не вправе запретить продюсеру дальнейшее использование спорной торговой марки.
Поэтому надо нанести последний, решающий удар – обратиться в суд с иском о признании свидетельства продюсера на торговую марку недействительным. Основание – согласно указанному Закону «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» свидетельство на торговую марку может быть признано в судебном порядке недействительным в случае несоответствия зарегистрированного знака условиям предоставления правовой охраны.
Законом предусмотрено, что правовая охрана предоставляется торговой марке, на которую не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны. Одним из таких оснований является то, что правовая охрана не предоставляется знаку, который вводит в заблуждение или может ввести в заблуждение относительно товара, услуги или лица, производящего товар или предоставляющего услугу.
То есть торговая марка с именем артиста, принадлежащая продюсеру или его фирме «X», вводит или может ввести в заблуждение неограниченное количество лиц, которые будут предполагать, что под такой торговой маркой действительно оказывает концертные услуги всем известный артист.
Данное обстоятельство является основанием для признания недействительным свидетельства продюсера на спорную торговую марку, что даст возможность артисту не только защититься от необоснованных обвинений в недобросовестной конкуренции, но и восстановить контроль над брендом.
Важно: в случае возникновения конфликта или спора артисту надо незамедлительно подавать заявку на регистрацию торговой марки на себя и регистрировать таковую после признания недействительным свидетельства продюсера на «старую» торговую марку, дабы избежать недоразумений в дальнейшем
Несмотря на несовершенное законодательство и ухищрения продюсеров, артист в состоянии защитить свой бренд, наработанную репутацию и доброе имя. В конце концов, если артист признан и любим публикой, его имя и славу не способен отнять ни продюсер, ни суд. И всегда следует помнить, что конкурировать и бороться надо не за бренды, а за сердца своих поклонников.