В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Госфинмониторинг о роли и задачах адвокатов как СПФМГосфинмониторинг в письме от 20.08.2010 № 4256/0340-7-2 ответил на ряд вопросов, связанных с участием адвокатов и юристов в системе противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем, в качестве субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ). Результаты оказались где-то приятными, где-то не очень.

Адвокаты и их объединения

Пунктом «г» ч. 2 ст. 5 Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» к специально определенным СПФМ отнесены адвокаты и субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги. В связи с этим возник вопрос об отнесении к СПФМ адвокатских объединений и адвокатов, действующих в составе адвокатских объединений.

Госфинмониторинг пришел к выводу, что адвокатские объединения не являются СПФМ. Таковыми являются только адвокаты, которые входят в состав адвокатского объединения.

Это связано с тем, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона «Об адвокатуре» адвокат может заниматься своей деятельностью индивидуально, отрыть адвокатское бюро, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы и другие объединения. При этом, как следует из разъяснения Высшей квалификационной комиссии адвокатуры от 21.03.2008, адвокатская деятельность не является хозяйственной. То есть адвокатские объединения являются все лишь формой осуществления адвокатской деятельности, которая к тому же не является хозяйственной, и потому не могут рассматриваться как субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги.

При этом адвокаты независимо от того, входят они в адвокатское объединение или нет, не обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу (операции в сумме более 150000 гривен). От такой обязанности они освобождены в силу нормы абзаца второго ч. 6 ст. 6 Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», согласно которой на адвокатов как специально определенных СПФМ не распространяются обязанности, предусмотренные пп. «а» п. 6 и п. 22 ч. 2 ст. 6 Закона.

Юридические услуги

Зато адвокаты и другие представители юридических профессий обязаны предоставлять в Госфинмониторинг информацию о других юридическим услугах. К таким юридическим услугам принадлежат услуги по подготовке и осуществлению сделок относительно:

– купли-продажи недвижимости;

– управления активами клиента;

– управления банковским счетом или счетом в ценных бумагах;

– привлечения средств для создания юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими;

– создания юридических лиц, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купли-продажи юридических лиц.

При этом, поскольку ч. 1 ст. 8 Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» не определен перечень сделок, которые относятся к обеспечению деятельности юридических лиц или управления ими, то под них могут подпадать любые сделки, подпадающие под признаки указанной нормы.

ВЫВОДЫ:

1. Адвокатские объединения не являются СПФМ.

2. Адвокаты, входящие в состав адвокатского объединения, являются СПФМ.

3. Адвокаты не обязаны регистрировать финансовые операции, превышающие сумму в размере 150000 гривен.

4. Адвокаты и другие представители юридических профессий обязаны отчитываться об оказании услуг по подготовке и осуществлению всех сделок, перечисленных в ч. 1 ст. 8 Закона.