Новация, предусмотренная статьей 604 Гражданского кодекса Украины, – довольно интересный способ прекращения обязательства путем его замены другим (новым). При этом отметим, что в украинском законодательстве положения о новации впервые были закреплены именно в ГКУ в 2003 году.
Согласно ч. 2 ст. 604 Кодекса обязательство прекращается по договоренности сторон о замене первоначального обязательства новым, между одними и теми же сторонами.
То есть для того чтобы подписанное сторонами соглашение действительно признавалось новацией с вытекающими отсюда последствиями (прекращением действия старого обязательства), необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
– стороны в первоначальном и новом обязательстве должны быть одними и теми же;
– новация должна соответствовать требованиям гражданского законодательства относительно надлежащей формы, сторон и действительности сделки (глава 16 ГКУ);
– первоначальное и новое обязательство должны быть действительными. Проще говоря, если первоначальное обязательство является недействительным (признано таковым в судебном порядке), то второе, его заменяющее, также автоматически признается недействительным. С другой стороны, если новое обязательство, возникшее вследствие заключенного соглашения о новации, будет признано недействительным, то первоначальное обязательство остается в силе, продолжая действовать. Как видим, во втором случае новации не происходит.
– между обязательством, которое заменяется, и новым обязательством должна быть некая связь, иначе стороны будут отвечать по двум самостоятельным сделкам.
Поскольку при заключении соглашения о новации возникает новое обязательство, то для того, чтобы оно признавалось действительным, новацию следует заключать в форме, необходимой для нового обязательства. Новация невозможна в отношении обязательств о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью; о выплате алиментов и в ряде других случаев, установленных законом.
Главный результат новации – прекращение первоначального обязательства с момента вступления в силу нового. С этого момента взаимоотношения сторон определяются новым соглашением:
– должник не может заявлять возражения против требований кредитора, имевших место в первоначальном обязательстве;
– кредитор не вправе требовать исполнения по первоначальному обязательству.
Впрочем, далеко не всегда стороны это осознают в полной мере. В качестве примера можно привести постановление ВХСУ от 31 марта 2010 года, дело № 7/574, когда истец-кредитор обратился в суд с требованием взыскать с должника сумму долга за проведенные подрядные работы, хотя обязательства по такому договору на момент обращения в суд уже были прекращены согласно новации. Как и следовало ожидать, суд обратил внимание на эту «несостыковку», отказав в удовлетворении иска, в связи с тем, что исковые требования касались обязательства, уже не существовавшего.
Юлия Найда,
«ЮРИСТ»