Для того чтобы на субъекта внешнеэкономической деятельности наложить штрафные санкции, необходимо, в первую очередь, установить противоправность действий этого субъекта.
Между субъектами хозяйствования был заключен внешнеэкономический контракт. Однако по данному контракту фактически было поставлено меньшее количество товара, чем предусматривалось изначально. При этом качество поставленного товара не соответствовало положениям контракта. Так как ни количество, ни качество товара не соответствовали тем положениям, которые были изначально задекларированы в контракте, стороны дополнительно согласовали изменение условий контракта и согласовали оплату за товар в значительно меньшем размере, нежели предусматривалось ранее.
Обнаружив это в ходе проверки, ГНИ направила стороне договора – резиденту уведомление-решение, которым были определены налоговые обязательства по уплате штрафных санкций за нарушение требований ст. 1 Закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте». Резидент, в свою очередь, обратился в суд с иском о признании недействительным уведомления-решения ГНИ.
Изменение внешнеэкономического контракта (в частности, изменение стоимости и количества товара) не может быть основанием для начисления штрафных санкций
Суть спора заключалась в том, что, по мнению истца, размер валютной выручки, которая должна поступить на его банковский счет, следует определять в соответствии с согласованным с контрагентом размером. ГНИ, со своей стороны, указывала на необходимость ее определения исходя из данных ГТД, согласно которой был экспортирован товар.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с истцом и признали решение ГНИ недействительным. ГНИ, в свою очередь не согласившись с решениями судов, подала кассацию, обосновывая свою позицию тем, что норма Закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» не устанавливает возможности изменения стоимости партии товара (валютной выручки, которая должна поступить от контрагента).
ВАСУ, рассмотрев заявление, подчеркнул, что ст. 1 Закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» не указывает, что расторжение или изменение внешнеэкономического контракта (в частности, изменение стоимости и количества товара) может быть основанием для начисления штрафных санкций. Единственным условием для таких действий ГНИ является нарушение сроков, установленных вышеуказанным Законом. А право субъектов ВЭД вносить изменения во внешнеэкономические контракты и определять форму расчета по ним предусмотрено Законом «О внешнеэкономической деятельности».
Руководствуясь вышеуказанным, ВАСУ отказал ГНИ в удовлетворении кассационной жалобы.
ВЫВОД:
Контроль со стороны государственных налоговых инспекций (ГНИ) за осуществлением расчетов в иностранной валюте ни в коем случае не может и не должен препятствовать свободе заключения внешнеэкономических контрактов и влиять на возможность их расторжения или изменения их условий.