В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Юристы будут избегать выполнения обязанностей по финмониторингуОсобенно сейчас, когда правила работы юристов в сфере финмониторинга до конца не определены

Украинское государство всегда стремилось к внедрению международных стандартов борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. В связи с этим еще в 2002 году был принят соответствующий закон.

Но только в последние несколько месяцев была активизирована работа по борьбе с этой достаточно актуальной проблемой в Украине, что, в свою очередь, принесло необычайную популярность и вызвало интерес к деятельности Государственного комитета финансового мониторинга.

Все дело в том, что в августе нынешнего года вступил в силу Закон № 2258-VI, который вносит изменения в Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (далее – Закон), существенно расширяя круг лиц, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, включив в него, в частности, нотариусов, адвокатов, субъектов предпринимательской деятельности, предоставляющих юридические услуги.

Указанные новеллы направлены на предупреждение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, что уже более десяти лет является одной из центральных проблем, на решение которой направляют свои усилия ведущие европейские государства. Привлечение же к борьбе с легализацией незаконных доходов представителей нефинансовых профессий является устоявшейся практикой на Западе, которая отныне имеет место и в Украине, конечно, с нашим национальным колоритом. Выполнение ряда дополнительных обязанностей: обязательная регистрация субъекта в Специально уполномоченном органе, необходимость регулярного проведения специального обучения сотрудников, широкие требования к идентификации клиента, обеспечение беспрепятственного доступа субъектов государственного мониторинга к документам и информации и т. п., которые предусмотрены Законом для представителей юридических профессий, повлечет немало неудобств в работе и значительные финансовые затраты.

Никаких дополнительных привилегий со стороны государства для субъектов первичного финансового мониторинга, которые добросовестно будут исполнять свои обязанности, не предусмотрено. Предусмотрена только ответственность для нарушителей, что в который раз подтверждает желание государства в лице уполномоченных органов перебросить вопросы решения общегосударственных проблем на «плечи» частного сектора.

Принятие Закона повлечет немало неудобств в работе и значительные финансовые затраты для представителей юридических профессий

Необходимо также обратить внимание, что Госфинмониторинг еще не готов к полноценной реализации Закона. Такой вывод можно сделать исходя из того, что не урегулирован механизм постановки на учет субъектов первичного финмониторинга. Несмотря на то, что 25 августа 2010 года был принят Порядок постановки на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и предоставления Государственному комитету финансового мониторинга информации об указанных и других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, детальной и конкретной информации, как все же выполнять требования Закона, Госфинмониторинг не предоставляет. Можно также предполагать, что информация о процедуре постановки на учет появится не ранее ноября месяца, так как Минюст отказал в регистрации приказа Госфинмониторинга «Об утверждении Порядка формирования и предоставления учетного идентификатора субъекту первичного финансового мониторинга» и отправил его на доработку. Исходя из вышеизложенного, необходимо ожидать дополнительных разъяснений по этому вопросу.

Осуществление надзора за нотариусами и адвокатами относительно соблюдения последними требований Закона возложено на Министерство юстиции Украины. В связи с чем Министерство юстиции Украины и Государственный комитет финансового мониторинга с целью предупреждения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, будут обмениваться информацией относительно финансовых операций, осуществляемых нотариусами, адвокатами и другими лицами, которые предоставляют юридические услуги. Соответствующий совместный приказ был подписан руководителями ведомств.

Во исполнение положений Закона Государственный комитет финансового мониторинга приказом от 21 июля 2010 года № 120 утвердил Порядок проведения проверок Государственным комитетом финансового мониторинга Украины субъектов первичного финансового мониторинга. Приказ вступил в силу 18 сентября 2010 года и определил основания и процедуру проведения плановых и внеплановых проверок субъектов первичного финмониторинга. Плановая проверка проводится не чаще раза в год в соответствии с планом и с предварительным уведомлением (за 10 дней до начала). Как правило, она выездная, однако при невозможности проверки по местонахождению субъекта первичного финмониторинга может быть и невыездной. Вопросы, охваченные проверкой за определенный период, не могут стать предметом последующей плановой проверки. Внеплановая проверка проводится при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых приведен в Порядке, как правило, это – обнаруженные нарушения субъектом первичного финмониторинга законодательства, а также требования суда и правоохранительных органов, выявление не проверенных плановой проверкой вопросов.

Проверки проводятся рабочей группой, действия которой могут быть обжалованы в суд или уполномоченному лицу Госфинмониторинга, выдавшему удостоверение на проведение проверки. Результаты обоих видов проверок оформляются актом. Замечания к нему (которые являются частью акта) могут подаваться проверяемым субъектом в течение 3 рабочих дней со дня получения второго экземпляра.

Порядок проведения проверок нотариусов и адвокатом будет определен Минюстом

Необходимо понимать, что указанный Порядок касается только субъектов первичного финмониторинга, надзор за которыми осуществляется Госфинмониторингом. Так как надзор за нотариусами и адвокатами осуществляется Минюстом, в скором времени необходимо ожидать схожего документа и от него.

На практике же, я считаю, что, не имея в этом никакой заинтересованности, скорее наоборот, нотариусы, адвокаты, субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие юридические услуги, будут всеми возможными законными способами избегать выполнения дополнительных обязанностей. Так, Закон оставляет право за нотариусами, адвокатами, лицами, которые предоставляют юридические услуги, в определенных случаях не уведомлять Специально уполномоченный орган о своих подозрениях относительно финансовых операций, в случае если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом тайны совершаемых нотариальных действий, адвокатской или профессиональной тайны. Указанное право, считаю, довольно часто будет реализоваться на практике, а ряд вопросов, касающихся соблюдения тайны совершения нотариальных действий, адвокатской и коммерческой тайны в рамках Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», вызовет масштабные дискуссии в среде отечественных юристов.

ВЫВОД:

Для государства Закон, несомненно, будет иметь положительные результаты, но только после определения «понятных» правил игры.