Но инспекторы Госнадзортруда не всегда это понимают
Со гласно Закону «О коллективных договорах и соглашениях» сторонами генерального соглашения выступают профсоюзы, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и собственники или уполномоченные ими органы, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства. В таких соглашениях обычно фиксируются повышенные социальные гарантии работодателей (например, уплата не минимальной зарплаты, а 120 % минимальной зарплаты).
Однако при этом положения этого соглашения (как и региональных и отраслевых соглашений) распространяются только на тех работодателей, которые его подписали. Такой вывод в ходе практикума ЛІГА:ЗАКОН «Новое в кадровой работе: изменения 2010 – 2011» озвучила налоговый консультант Татьяна Мойсеенко, приведя в подтверждение случай из практики.
Сотрудник телекоммуникационной компании, занимающейся подключением к сети Интернет, осуществил такое подключение в выходной день. Но после выплаты заработной платы обнаружил, что оплата за работу в выходной день была проведена не в двойном размере, как полагается согласно ст. 107 КЗоТ, а в обычном. В связи с этим он обратился в инспекцию Госнадзортруда, которая спустя два дня явилась с проверкой.
В ходе проверки существенных нарушений трудового законодательство выявлено не было. Факт работы сотрудника в выходной день не был документально подтвержден (инспектор Госнадзортруда не додумалась заглянуть в Акт выполненных работ, где и была указана искомая дата, свидетельствующая о работе в выходной день), но при этом были обнаружены нарушения генерального соглашения, в связи с чем составлен акт проверки и выписано предписание об их устранении.
Основанием для обжалования этого акта послужила норма ст. 9 Закона «О коллективных договорах и соглашениях», согласно которой положения генерального, регионального, отраслевого соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, которые пребывают в сфере действия сторон, подписавших соглашение. Обжалуя акт проверки на основании нормы этой статьи, удалось доказать, что генеральное соглашение является обязательным только для тех предприятий, представители которых участвовали в его подписании.
Исходя из этой нормы, можно утверждать, что генеральное соглашение носит признаки гражданско-правового, в том смысле, что оно является обязательным только для тех представителей сторон, которые участвовали в его подписании. Остальные могут использовать его только информационно, и для них оно ни в коем случае не имеет императивного характера. То же самое касается региональных и отраслевых соглашений.
ВЫВОД:
Генеральные, региональные и отраслевые соглашения обязательны только для тех предприятий, представители которых участвовали в их подписании.