С 21 августа 2010 г. вступает в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», согласно которому на довольно обширный круг субъектов (в который согласно Закону входят также риелторы, адвокаты, нотариусы и аудиторы) возложены функции по проведению первичного финмониторинга. Говоря о первичном финмониторинге простыми словами, можно сказать, что риелторы, адвокаты, нотариусы и аудиторы в обязательном порядке должны будут «стучать» на своих клиентов в Госфинмониторинг, если они проводят сделку с клиентом на крупную сумму наличными. К примеру, при покупке квартиры на сумму более 400000 гривен риелторы и нотариусы должны будут известить Госфинмониторинг о сделке.
Объясняя необходимость введения финмониторинга, субъекты законодательной инициативы указали, что эта превентивная мера (финмониторинг) поможет усилить контроль над нетрудовыми доходами или доходами, полученными преступным путем. Между тем понятия «нетрудовые доходы» и «доходы, полученные преступным путем» на сегодняшний день могут иметь довольно существенное различие. Если доходы, полученные преступным путем, преследуются уголовным законодательством, то о нетрудовых доходах в УК ничего не сказано.
За время существования Украины как независимого государства ни один нормативно-правовой акт не был дополнен понятием «нетрудовые доходы». Хотя, исходя из законодательной логики, к нетрудовым доходам можно отнести все доходы, которые были получены не в результате своего собственного труда, а из источников извне. К примеру, получение наследства, дивидендов от ценных бумаг, выигрышей и т. д. Хотя, если исходить из логики постановления Совета Министров УССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» и постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 31.07.81, которые являются до сих пор действующими документами, «нетрудовые доходы» все же относили к ряду «подозрительных» доходов.
К примеру, в постановления Пленума Верховного Суда СССР отмечалось: «При установлении фактов, свидетельствующих о том, что жилой дом и другие строения, по поводу которых разрешается спор, приобретены на нетрудовые доходы, суд должен сообщить об этом...». Как видим, по поводу нетрудовых доходов суд должен был сообщить куда надо, с тем чтобы, если что, компетентные органы привлекли к ответственности. Выходит, что в СССР, если говорить современным языком, субъектами первичного финмониторинга выступали в том числе и судьи (!).
ВЫВОД:
Нетрудовые доходы, коими исходя из законодательной логики являются: получение наследства, дивидендов от ценных бумаг, выигрышей и т. д., не всегда являются доходами, полученными с нарушением норм действующего законодательства, так как могут быть получены и на вполне законных основаниях, в отличие от доходов, полученных преступным путем.