В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Ключевой новеллой Закона "Об электронной коммерции" является внедрение в законодательство терминов "электронная сделка" и "электронный договор". Таким образом, создается возможность, опираясь на приведенный в Законе перечень признаков, устанавливать наличие либо отсутствие в каждом конкретном случае сделки, а также способ ее оформления и условия.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона "Об электронной коммерции" электронной сделкой считается действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, осуществленное с использованием информационно-телекоммуникационных систем. Несложно заметить, что от общего определения сделки, приведенного в ч. 1 ст. 202 Гражданского кодекса, определение отличается лишь уточнением о способе совершения электронных сделок.

Информационно-телекоммуникационные системы в Законе "О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах" определены следующим образом: совокупность информационных и телекоммуникационных систем, которые в процессе обработки информации действуют как единое целое. В свою очередь информационной системой признается организационно-техническая система, в которой реализуется технология обработки информации с использованием технических и программных средств. Телекоммуникационная же система – это совокупность технических и программных средств, предназначенных для обмена информацией путем передачи, излучения или приема ее в виде сигналов, звуков, движущихся либо неподвижных изображений или иным способом.

Таким образом, ключевым (и единственным) отличительным признаком электронной сделки является ее совершение с помощью комплекса технических и программных средств, позволяющих проводить обработку и передачу информации. В сложившейся реальности – это прежде всего Интернет, хотя нельзя исключать и других, более экзотических, вариантов (к примеру, совершение сделки на терминале локальной сети внутри большого склада-магазина без обращения к продавцу).

 

Электронная форма сделки приравнена к "простой письменной"

Следовательно, для определения, была ли та или иная сделка заключена именно в электронном виде, необходимо максимально тщательно изучить порядок ее совершения (благо, ст. 11 Закона "Об электронной коммерции" достаточно четко регулирует порядок заключения электронных договоров).

Итак, начинается все, естественно, с оферты. Данная оферта может быть выражена разными способами, в том числе и направлением коммерческого предложения на электронную почту потенциального покупателя. Что касается содержания оферты,  то Закон уточняет (ч. 1 ст. 11), что в ней должны содержаться все предусмотренные законодательством существенные условия договора, который предлагается заключить, а также недвусмысленное выражение готовности лица, направившего оферту, взять на себя обязательства в случае принятия этой оферты. 

 

В свою очередь, оферта считается акцептованной и договор заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ответа о принятии предложения в порядке, установленном ч. 6 ст. 11  Закона "Об электронной коммерции". Указанная статья предлагает на выбор три способа акцептирования оферты:

1) электронное сообщение, подписанное согласно ст. 12 Закона "Об электронной коммерции" (об этих способах чуть ниже);

2) заполнение формуляра (формы) акцепта и подпись его согласно ст. 12 Закона "Об электронной коммерции";

3) совершение действий, которые считаются принятием предложения заключить электронный договор, если содержание таких действий четко разъяснено в информационной системе, в которой размещено предложение, и эти разъяснения логично связаны с ней.

Первые два способа в общем-то стандартны. По сути, это является переносом на новый технический уровень стандартной процедуры заключения письменных договоров. А вот на третьем способе остановимся подробнее.

Как видим, акцепт может быть выражен в любых действиях, которые собственник информационной системы определил в качестве подтверждающих согласие принять предложение. Главных условий два – значение таких действий должно быть четко разъяснено (к примеру, при наведении курсора на кнопку "Купить" должна всплывать подсказка вроде "совершая это действие, Вы соглашаетесь заключить электронный договор на условиях, указанных на данной веб-странице") и они должны быть логично связаны с информационной системой. Последнее, опять же, требует более подробного разъяснения. 

 

На заметку

В электронном договоре должен содержаться целый ряд специфических условий, обусловленных формой его заключения. В частности, необходимо урегулировать всю процедуру его заключения.

Фактически, вводя такое условие, законодатель пытался бороться с одной из распространенных мошеннических схем, построенных по следующему лекалу: посетитель заходит на информационный сайт с целью прочесть определенную информацию, но на первой странице видит лишь часть интересных ему сведений и надпись "Читать дальше". При переходе на эту ссылку он выясняет, что, оказывается, заказал себе какую-нибудь книгу или что-то подобное. И в правилах сайта (спрятанных на одной из неочевидных страниц) указано, что сайт является не информационным ресурсом, а интернет-магазином определенного издательства.

Таким образом, данное условие обязывает владельцев сайтов, используемых в электронной коммерции, явно и четко об этом заявлять. Кроме того, они обязаны выстраивать интуитивно понятную схему покупки товара (работы, услуги), которая бы не вводила потребителя в заблуждение относительно того, что именно он делает.

 

Теперь вернемся к вопросу о подписи акцепта. Данный вопрос урегулирован ст. 12 Закона "Об электронной коммерции" достаточно гибко. Вариантов подписи предоставлено также три:

1) использование ЭЦП;

2) использование одноразового идентификатора, предусмотренного Законом "Об электронной коммерции";

3) использование оцифрованного аналога собственноручной подписи.

Выбор конкретного способа зависит от соглашения сторон, кроме ситуаций, когда законодательство прямо предусматривает использование определенного способа. При этом, к примеру, использование ЭЦП возможно лишь в ситуации, когда ее используют все стороны сделки (это наиболее актуально для сделки между хозяйствующими субъектами, которые, как правило, имеют в своем составе хотя бы одного сотрудника с ЭЦП в силу обязанности подавать налоговую отчетность в электронном виде).

Дополнительных комментариев и разъяснения требует прежде всего второй способ. Определение идентификатора, приведенное в ст. 3 Законом "Об электронной коммерции", достаточно запутано. Поэтому проще объяснить, как это выглядит на практике. Как правило, это некая последовательность букв и цифр, которая автоматически генерируется информационной системой продавца (организатора торговой площадки) и пересылается на указанный покупателем контактный ящик электронной почты либо телефон. Чаще всего применяется в системах интернет-банкинга в силу того, что контактная информация получается от клиента не в момент совершения определенной операции.

Третий из упомянутых способов на данный момент для Украины является "экзотикой". Будет ли он более активно применяться в дальнейшем – вопрос. 

Что касается самого электронного договора, то стоит обратить внимание на то, что ч. 2 ст. 11 Закона "Об электронной коммерции" обязывает включать в него не только существенные условия, установленные законодательством для соответствующего вида договоров, но и целый ряд других условий. Без этого сделка не будет считаться заключенной.

Кроме того, важным элементом оформления электронной сделки является получение покупателем подтверждения заключения сделки в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 11 Закона "Об электронной коммерции". Данное подтверждение может иметь как электронную, так и "бумажную" форму. Выдавать его можно либо непосредственно при совершении сделки, либо при выполнении обязанности продавца передать товар покупателю. При этом Законом установлен ряд требований к содержанию этого документа.

Важной особенностью статуса электронных сделок является невозможность совершения их в отношении определенных объектов.

Так, электронная сделка не может быть заключена в ситуации, когда законодательство требует обязательного нотариального удостоверения и/или государственной регистрации сделки. Таким образом, к примеру, из сферы электронной коммерции изымается большая часть операций с недвижимостью (кроме краткосрочной аренды, которая может оформляться в простой письменной форме).

Предусмотрены ограничения и по субъектному составу электронных сделок. Так, их стороной в лице продавца, поставщика и так далее  по умолчанию не может выступать физическое лицо, которое не зарегистрировано как предприниматель, но продает товары (предоставляет услуги, выполняет работы). Это означает, что сделки, заключенные в Интернете (в том числе посредством существующих торговых площадок) между двумя физическими лицами, не подпадают под регулирование законодательства об электронной коммерции, если стороны не договорились об ином.

Отдельно стоит отметить, что ч. 13 ст. 11 Закона "Об электронной коммерции" прямо предусматривает, что любые электронные сообщения, связанные с заключением электронной сделки, и их бумажные копии могут быть предоставлены в суд в качестве доказательств. Таким образом признается официальный статус не только электронных документов, подписанных ЭЦП, но и сообщений, которые не содержат подобного идентификатора лица.

  

ВЫВОД: 

В целом Закон "Об электронной коммерции" достаточно удачно урегулировал правовой статус электронных сделок. Однако его нормы все еще допускают возможности для неоднозначных толкований, особенно в тех случаях, когда их правильная интерпретация требует наличия не только юридических, но и технических знаний. Это может вызвать определенные трудности на первых этапах применения новых норм.