В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Виртуальные валюты стали одним из наиболее привлекательных способов инвестирования и расчетов. Они позиционируются как элемент будущего финансового мироустройства. Однако их использование сегодня сопряжено с высокими рисками, в том числе правовыми. Как квалифицировать криптовалюты с точки зрения права – вопрос, который беспокоит многих практикующих юристов.

В настоящее время в Украине готовят несколько проектов законодательных изменений, в соответствии с которыми предлагается утвердить легальный статус для рынка криптовалют. Таким образом, государство признало необходимость правовой защиты в этой сфере. Еще совсем недавно новинкой для украинцев был рынок Форекс - сегодня Законом Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" в основном урегулирована деятельность брокеров Forex, сигналы от maximarkets и отзывы участников рынка подтверждают значительное совершенствование данной сферы. А что же криптовалюта? Разберемся в данном обзоре.


Криптовалюта как объект гражданского права


Появление криптовалют вызвано стремлением частных субъектов проводить безналичные расчеты без участия государства и банков, освободить расчеты от налогового регулирования. Мечта о частных деньгах, о расчетах без посредничества банков родилась давно и имеет рациональные основания. Правда, обойтись вообще без посредников в криптосфере пока не получается.

Криптовалюта – не безналичные деньги. В правовом смысле мы не можем называть криптовалюту безналичными деньгами. Этот термин используется учеными-экономистами для решения экономических задач и в гражданском праве не прижился. Безденежные расчеты, производимые банками и межбанковскими расчетными центрами путем обмена финансовыми сообщениями (документами/информацией) без пересылки наличных денег, начали именовать в XX веке безналичными расчетами. Этот термин и перешел из советского законодательства в ГК. «Безналичные деньги» есть просторечное, ставшее уже привычным название безналичных расчетов, то есть действий (деятельности) специальных субъектов – банков – по учету долгов (прав/обязанностей) на основании договора банковского счета.

Криптовалюта – запись о правах. Материальная реальность криптовалюты есть материальная реальность записи о правах. Становится ли лицо, совершившее запись, ее собственником? Ответ на этот вопрос поможет нам понять основания и саму возможность возникновения права собственности на виртуальную валюту, на виртуальные записи.

Криптовалюта – иное имущество. А. И. Савельев, продолжая тему внутриигровых валют, методом исключения приходит к выводу об отнесении криптовалют к категории «иное имущество», отмечая, что такая квалификация не решает проблему правового режима, применимого к соответствующим договорам. Иначе говоря, если мы не знаем, каковы права «из бумаги», мы не сможем вполне понять, каковы права «на бумагу».


Криптовалюта как юридическая конструкция


Разберемся, из чего состоит юридический феномен криптовалют с точки зрения гражданско-правового регулирования.

Гражданское право строится на основополагающих категориях: лица – субъекты права взаимодействуют по поводу объектов права – вещей/имущества, своими действиями (сделками и деликтами) создавая, изменяя и прекращая обязательства (права, обязанности, долги). Возможен также переход обязательств в объект права, когда по поводу них совершаются сделки.

Какое же место в гражданско-правовой системе координат принадлежит новому явлению – криптовалюте? Что это за «иное имущество»? Однородно ли оно в юридическом смысле? Или это синергетическое соединение, динамическая комбинация разнородных элементов, давшая новое качество?

Очевидно, что криптовалюта не есть лицо, так как не действует от своего имени. Держатели криптовалюты решают ряд вопросов голосованием. Но объединение лиц не образует новый субъект права.

Криптовалюта не является вещью, ибо не обладает сущностью, физическими характеристиками. Ее невозможно вручить, изъять и т. п.

Также она не является обязательством, так как никого не связывает, никаких прав не предоставляет, обязанностей не налагает.


Люди используют криптовалюты при платежах и расчетах за товары, работы, услуги в сети Интернет вместо денег, как денежный заменитель – денежный суррогат. Применяется бытовая терминология: «кошелек», «монета».


Криптовалюта функционально есть альтернатива государственной денежной системе. Платежной системе. Можно сказать, что «криптогривна» есть замена не гривне, а системе SWIFT. А денежная система государства включает в себя и лиц, и вещи, и правовые связи – обязательства, и необходимость систематического совершения определенных действий (сделок).


Лица – это не только национальный эмиссионный центр, но и банковская система в целом. Это обязательно физические и юридические лица – держатели национальной валюты, обязанные по закону расплачиваться ею и принимать ее в оплату. Держатели криптовалюты, майнеры, биржи и обменники (платформы, площадки) благодаря анонимности могут, в отличие от участников существующих платежных систем, и не видеть, управляет ли ими кто-то. Может быть, и нет, так как отсутствует «кредитор последней инстанции» – эмиссионный центр, обязанное лицо.


Вещи в этой системе тоже присутствуют: сейфов нет, но без сетей, компьютеров, серверов, иных гаджетов и девайсов, а также оплаченных и работающих подключений к сети Интернет криптовалюта невозможна, она не существует чисто технически.

Есть и обязательства участников. Правила участия в системе устанавливаются технологически. Не любая криптовалюта «майнится» на любом оборудовании, тут масса рукотворных тонкостей. «Размер блока», «время решения» – нормы, которые кем-то заданы. Пользовательский интерфейс тоже диктует правила поведения, возможности пользователя. Нарушения «караются» технологически неотвратимо.

В упрощенном виде конкретная криптовалюта есть и абстрактная единица измерения прав и обязанностей (обязательств) для расчета ценности и цены, и средство платежа, то есть средство прекращения обязательств, и экономический эквивалент, условная ценность.


Для сравнения: метр есть и абстрактная единица измерения длины/ширины/высоты/глубины, и характеристика объекта права (предмета сделки) – количество товара, например труб, ткани. Но метр как единица измерения и длина в метрах как результат измерения не используются как «эквивалент» или «ценность», что присуще только деньгам и денежным суррогатам – в силу закона или договора.

Почему бы какому-нибудь государству не признать какую-нибудь известную криптовалюту, например биткойн, своей национальной валютой? В этом случае в Украине на нее автоматически распространится правовой режим иностранной валюты (валютной ценности). Но только на нее одну. А что с другими криптовалютами? К тому же это едва ли случится, ведь такой правовой режим нивелирует все выгоды и преимущества от использования криптовалют.


Криптовалюта как средство платежа

 

Периодически появляются новости о хищении биржами крупных сумм "намайненной" криптовалюты. Выходит, держать валюту на биржах и у брокеров ненадежно, ведь сам же брокер может ее и украсть. Сообщения о нечистоплотности площадок так и мелькают в информационном потоке. Впрочем даже такие факты не затмят в целом высокую надежность криптовалюты. К тому же, существуют разные типы криптовалюту, в том числе той, которую нельзя украсть.

Криптовалюта – это частные деньги, которые создаются не любым частным лицом, а только технически оснащенным и информированным. Но, в отличие от государственных денег, которые есть долговые обязательства Национального банка, криптовалюту эмитируют не от своего имени и не в качестве чьих-либо долговых обязательств.

Это обстоятельство есть ответ на вопрос об обеспечении виртуальной валюты реальными ценностями. Обеспеченность активами у криптовалют примерно такая же, как у фишек из закрытого игорного заведения: покупали их за деньги, но окошко обратного обмена на валюту закрыто навсегда. Только если другой игрок зачем-то решит купить.

Ни одна криптовалюта не установлена законом как единица измерения цен, в то время как гривна названа денежной единицей в законодательстве Украины и ее правовая природа дискуссионной не является.


Криптовалюты, находясь вне закона, не принадлежат ни к какой национальной правовой системе и не могут быть обязательны к приему при платеже. Платеж возможен только в гривнах, поэтому обязательство покупателя оплатить товар в сделке с использованием криптовалюты прекращается не исполнением (платежом), а новацией – переводом на продавца товара по соглашению с ним прав на криптовалютную сумму. Напрашивается вывод, что регулированию подлежат только сделки с криптовалютой, но не эмиссия/майнинг/создание криптовалюты.


Но тогда трудно рационально объяснить такую юридическую конструкцию, как эмиссия имущества, не являющегося ценной бумагой (майнинг). Имущество в электронной форме создается путем записи о нем – это необычно. Имущество хранится в виде записи о нем в электронной форме – это знакомо. Не является ли это незаконным выпуском ценных бумаг? Очень возможно, тем более что они допускаются именно на финансовый рынок.

 

Вместо вывода:


Изложенное позволяет сделать вывод, что конкретная «цифровая монета» является частью электронной учетной системы и в отрыве от нее не может использоваться даже для коллекционирования.

Следовательно, каждая конкретная криптовалюта есть система, организация учета прав и обязанностей ее добровольных участников или учета возникновения/изменения/прекращения их обязательств, то есть система безденежных расчетов без помощи государства и банков.

В этом смысле криптовалюты не являются денежными суррогатами, запрет на оборот которых установлен законом. В криптосистеме, как в банкирской конторе, не происходит ничего, кроме арифметических операций «сложение» и «вычитание», «приход-расход» по лицевым счетам участников.

Записанные на имя лица условные единицы рассматриваются как его имущество только внутри этого добровольного объединения. Перспектива замены существующей денежной системы на криптовалюту выглядит нереальной даже в отдаленном будущем: отсутствие у гражданина смартфона и подключения к сети Интернет не является основанием для лишения его права на участие в экономической деятельности.


Получите за 15 минут консультацию юриста!