В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Уступка права требования в рамках исполнительного производства – дело рискованноеНа форуме JuristOFF несколько раз поднимался вопрос о том, возможно ли уступить право требования к должнику после получения судебного решения, вступившего в силу, 3-му лицу. Выгода от проведения такой операции в том, что в данном случае для исполнения решения не нужно обращаться в ОГИС.

У одного из участников форума подобная уступка требования однажды сработала, и определением суда была заменена сторона в исполнительном производстве. В обоснование возможности замены стороны путем уступки требования он приводил положения ч. 5 ст. 11 Закона «Об исполнительном производстве», согласно которой в случае выбытия одной из сторон государственный исполнитель или заинтересованная сторона имеют право обратиться в суд с заявлением о замене стороны ее правопреемником. При заключении договора об уступке требования, по его мнению, имеет место частичное правопреемство, по которому от одного субъекта к другому переходят отдельные права и обязанности.

В то же время другие участники форума резко раскритиковали такую позицию. Ведь заключая договор уступки права требования, стороны руководствуются ст. 512 ГК. И на стадии исполнительного производства существуют уже не гражданско-правовые, а административно-правовые отношения. Часть 5 ст. 11 Закона «Об исполнительном производстве» в данном случае не применима, поскольку к новому субъекту переходит только право требования, а не права и обязанности.

Подтверждает невозможность замены кредитора п. 39 письма ВХСУ от 18.03.2008 № 01-8/164. В нем прямо указано, что замена стороны в обязательстве, как и само обязательство, является институтом гражданского права, в то время как отношения, связанные с осуществлением исполнительного производства, не имеют характера гражданско-правовых в понимании ч. 1 ст. 1 ГК, а стороной в этих отношениях выступает не кредитор, а взыскатель. Поэтому указанная замена невозможна. Аналогичной позиции придерживается и ВСУ, который постановлением от 05.10.2004 № 6/408 признал недействительным договор уступки требования, заключенный в ходе исполнительного производства.

В то же время исполнение судебного решения возможно путем взаимозачета однородных требований, подтверждением чему служит постановление ВСУ от 09.12.2008. В данном случае будут иметь место не гражданско-правовые отношения, а добровольное исполнение решения суда.

Вывод

Договор об уступке права требования в исполнительном производстве может быть признан недействительным.