Привлечь работника к полной материальной ответственности, если между ним и предприятием не заключен договор о полной материальной ответственности, можно только в судебном порядке.
Работник предприятия, находившийся на должности заведующего складом предприятия, написал заявление об увольнении по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ) и подал его на рассмотрение руководству предприятия. Однако заявление руководство подписать отказалось, мотивируя свое решение тем, что на складе была обнаружена растрата материальных ценностей и пока работник не вернет либо материальные ценности, либо их денежный эквивалент, ни о каком увольнении и речи идти не может.
Несмотря на то, что между завскладом и предприятием договор о полной материальной ответственности не заключался и по результатам прошлых инвентаризаций материальных ценностей, находящихся на складе, не было выявлено никакой недостачи, руководство вменяло завскладом растрату материальных ценностей. Намек заведующего складом на то, что договор о полной материальной ответственности (предусмотренный ст. 1351 КЗоТ) с ним не заключался, на руководство не произвел должного воздействия (бухгалтер, который осуществлял неправомерное списание по 1С, был уволен с предприятия ранее). Таким образом, возникла ситуация, когда руководство предприятия попыталось возложить на заведующего складом материальную ответственность за неправильное списание материальных ценностей бухгалтером. В свою очередь, руководство предприятия также упомянуло, что на предприятии имеется внутренний приказ, где указано, что сотрудник является материально ответственным лицом на складе и предприятие имеет полное право требовать возмещения материальных ценностей и не увольнять работника до тех пор, пока они не будут возвращены в полном объеме.
Эксперт по трудовым правоотношениям и кадровому аудиту, автор серии книг: «В помощь работнику отдела кадров» Светлана Заболотная, ознакомившись с данной ситуацией, сделала вывод, что действия предприятия, а именно отказ в увольнении (или саботирование подписания приказа об увольнении), являются противозаконными, так как в понимании КЗоТ совершенно не важно, на какой должности находится работник и является ли он материально ответственным лицом. В случае если от работника поступило заявление об увольнении по собственному желанию, в двухнедельный срок работника должны «рассчитать» и выдать ему на руки трудовую книжку. Далее, уже в судебном порядке, предприятие может взыскать с работника (уже как с физлица) недостачу, если, конечно, докажет в суде, что растрата имела место. Доказать то, что завскладом произвел растрату материальных ценностей, можно в том числе и на основании складских документов о приеме и выдаче материальных ценностей (товара).
При этом г-жа Заболотная отметила, что для привлечения к полной материальной ответственности с категорией работников, не являющихся материально ответственными в понимании действующего законодательства, – договор о полной материальной ответственности не требуется. Так, к примеру, работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации, в случаях, когда:
– имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
– ущерб нанесен действиями работника, которые имеют признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;
– ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии;
– ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленным повреждением материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;
– ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей.
Однако, если работник не согласен с вменяемой ему растратой материальных ценностей, то взыскание производится на основании решения суда.
Вывод
Договор о полной материальной ответственности заключается в письменном виде в качестве дополнения к трудовому договору с целью конкретизации обязанностей собственника или уполномоченного им органа и работника по обеспечению сохранности ценностей. Приказом по предприятию такой договор заменить нельзя, так как КЗоТ этого не допускает. В случае если такой договор между работником и предприятием не заключен, предприятие может взыскать сумму недостачи исключительно в судебном порядке, подтвердив свои требования соответствующими документами. Насильно удерживать работника на предприятии, не подписывая приказ об увольнении, предприятие не может в силу положений КЗоТ, даже если увольняющийся работник нанес предприятию материальный ущерб.