Правительство взялось за реформирование еще одной сферы правоотношений – процедуры банкротства. Для этого оно разработало проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования процедур банкротства», принятие которого ожидается уже в этом году. Законопроект условно можно разделить на три смысловые составляющие: ужесточение государственного контроля за арбитражными управляющими, уменьшение роли комитета кредиторов и усложнение процедуры банкротства государственных предприятий.
Арбитражные управляющие для получения лицензии должны будут иметь не только полное высшее образование (уже не обязательно юридическое или экономическое), но и опыт работы не менее трех лет или одного года на руководящих должностях после получения высшего образования. Для получения квалификационного свидетельства они должны будут пройти обучение и сдать экзамен, а потом раз в два года проходить повышение квалификации. При этом уклонение от прохождения повышения квалификации будет служить основанием для аннулирования лицензии арбитражного управляющего.
По замыслу разработчиков проекта это должно способствовать повышению профессионализма арбитражных управляющих. Впрочем, учитывая уровень коррупции при сдаче подобного рода экзаменов, а также качество некоторых подобных курсов повышения квалификации, сомнения в повышении профессионализма некоторых арбитражных управляющих остаются. Хотя, конечно, будут и те, кто такой экзамен вполне честно пройдет/не пройдет.
Впрочем, повышение профессионализма – не главное. Главное – установление тотального контроля Минэкономики, как уполномоченного органа по вопросам банкротства, за деятельностью арбитражных управляющих. На сегодня основной контроль осуществляется на этапе отбора арбитражных управляющих. Ст. 31 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» устанавливает, какие лица не могут быть арбитражными управляющими, и определяет лишь одно основание для аннулирования лицензии – невыполнение или ненадлежащие выполнение им возложенных на него обязанностей.
Теперь же Минэкономики сможет истребовать у арбитражного управляющего сведения, документы и материалы относительно его деятельности, проводить плановые (до 5 рабочих дней) и внеплановые (до 2 рабочих дней) проверки его деятельности. Наравне с собственником имущества должника и комитетом кредиторов министерство сможет обращаться в суд с требованием об устранении арбитражного управляющего в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. При этом процедура лишения лицензии не была прописана ни в Законе, ни в Лицензионных условиях.
Кроме того, устанавливается довольно существенный перечень оснований для аннулирования лицензии:
– выявление обстоятельств, из-за которых лицу запрещено заниматься предпринимательской деятельностью;
– неподача документов, необходимых для проверки;
– неподача арбитражным управляющим в Минэкономики информации о предприятиях, относительно которых возбуждено дело о банкротстве;
– неподача сведений, документов и материалов, затребованных министерством;
– выявление нарушений Лицензионных условий, которые нельзя устранить;
– отказ от устранения выявленных нарушений;
– неподача копии свидетельства, подтверждающего повышение им квалификации и проч.
Минэкономики станет полноценным органом госнадзора для арбитражных управляющих
Аннулирование будет проводиться в течение 10 дней после установления для этого оснований. Через 30 дней оно вступает в силу, а еще в течение 30 дней после этого суд должен отстранить арбитражного управляющего от выполнения им своих обязанностей.
Такой длительный срок с момента вынесения решения об аннулировании до момента отстранения, кстати, вызывает вопросы. Ведь очевидно, что с момента аннулирования лицензии управляющий может успеть «натворить делов», разгребать которые его приемнику придется долго и нудно. Соответственно есть вопрос и к эффективности такого контроля со стороны Минэкономики в целом.
А меж тем контроль над некоторыми арбитражными управляющими со стороны Минэкономики будет всеобъемлющим. Так, согласно проекту именно министерство, а не суд (как сейчас) будет назначать арбитражного управляющего при возбуждении процедуры банкротства относительно предприятий, в уставном фонде которых доля государства превышает 25 %. Оно же будет освобождать арбитражных управляющий таких предприятий от выполнения ими своих обязанностей.
Усиливается контроль и за комитетом кредиторов. На его заседаниях с правом совещательного голоса смогут присутствовать кредиторы, требования которых обеспечены залогом; представитель работников должника; уполномоченное лицо акционеров или участников ООО или ОДО; управитель имущества должника; арбитражный управляющий. При этом до количества голосов кредиторов с правом решающего голоса не будут зачисляться суммы неустойки и другие финансовые санкции, моральный вред, ИТО и госпошлина на обеспечение судебного процесса.
Зато проектом предусмотрена обязанность распорядителя отдельно внести в реестр требования кредиторов, подтвержденные исполнительными документами, что упрощает взыскание долгов для лиц, которые выиграли судебный спор с должником до возбуждения относительно него процедуры банкротства. Кроме того, урегулирован ряд других «мелких», но болезненных вопросов (в частности, вопросы увольнения работников должника, которые «не вписываются» в план санации).
ВЫВОД:
В целом же законопроект производит двоякое впечатление. С одной стороны, он решает проблему контроля за арбитражными управляющими, деятельность которых у многих вызывала нарекания, но которых было тяжело привлечь к ответственности. С другой стороны, новые полномочия Минэкономики могут стать причиной расправы над неугодными арбитражными управляющими, а также привести к блокированию процедуры банкротства относительно государственных предприятий, от которых кредиторы при бездеятельности Минэкономики не смогут ничего добиться.