В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Прошло три года с момента введения на законодательном уровне такого явления, как «зеленый» тариф, позволяет делать определенные выводы об успешности реализации этого проекта и его перспективности для украинской экономики (и, соответственно, для юридических фирм, сопровождающих его).

О реалиях и перспективах «зеленого» тарифа в Украине рассказал партнер, руководитель группы финансов и коммерческих проектов МЮФ Юротат Александр Курдыдык


Александр, чем сегодня привлекает сфера альтернативной энергетики желающих в нее инвестировать?

Согласно Закону Украины «Об электроэнергетике», «зеленый» тариф - это «специальный тариф, по которому закупается электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенная лишь малыми гидроэлектростанциями). Тарифы, по которым оптовый рынок электрической энергии Украины (чит. - государство) должна закупать в вышеуказанных производителей электроэнергию не продана по договорным ценам непосредственно потребителям или энергоснабжающим компаниям, осуществляющих поставку электроэнергии по регулируемому тарифу ежегодно утверждаются Национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики. Величина «зеленого» тарифа устанавливается для каждого субъекта хозяйствования, который производит электрическую энергию с использованием альтернативных (возобновляемых) источников, по каждому виду альтернативной энергии и для каждого объекта электроэнергетики. На сегодня эти тарифы являются достаточно привлекательными, особенно учитывая тот факт, что они имеют привязку к официального валютного курса евро Национального банка Украины. Вместе с тем, регистрация стратапа в области зеленой энергетики затруднена многочисленными бюрократическими процедурами, о чем я говорил в одной из своих публикаций.



Развития альтернативной энергетики сегодня уделяется внимание во многих странах. Или существенно отличаются украинские условия и способы введения «зеленого» тарифа от остальных стран?

Такие тарифы под разными названиями существуют в Европе, Азии, Америке и является лучшим способом стимулировать производство электроэнергии из альтернативных (возобновляемых) источников. Но украинская энергетическая реальность несколько отличается от мировой, поэтому законодателям постоянно приходится вносить изменения учитывая отечественные «разработки».

В частности, сегодня у нас начали активно строить ветроэлектростанции, но при этом часто рассматривается возможность применять ветровые турбины, которые являются недостаточно современными или бывшие в употреблении в других странах. Это, в частности, привело к появлению проектов изменений в действующее законодательство, по которым максимальный «зеленый» тариф будет применяться только к тем ветроэлектростанций, которые використовуватимусь турбины мощностью не менее 2 МВт.



Какие законодательные проблемы сегодня являются наиболее существенными?

Несмотря на некоторые ситуативные изменения, законодательство о «зеленом» тарифе до сих пор имеет несколько шероховатостей. В частности, установлено, что «зеленый» тариф будет применяться до 1 января 2030 года только до тех производителей электроэнергии из возобновляемых источников, при производстве электроэнергии и строительстве объекта, вырабатывающий электроэнергию, использовали с 1 января 2012 года не менее 15%, с 1 января 2013 года не менее 30% и с 1 января 2014 года не менее 50% материалов и сырья, имеют украинское происхождение. И сегодня все еще четко не урегулирован вопрос, как именно рассчитать вышеупомянутую удельный вес материалов и сырья украинского происхождения.

Сегодня для инвесторов вступать в отношения с государством, а тем более с нашей - в определенной степени риск. Чем рискуют и чего опасаются производители электроэнергии из альтернативных источников?

Инвесторов пока отпугивают некоторые особенности украинского законодательства, в частности количество разрешений, необходимых для строительства электростанции. Если в других странах их количество может ограничиваться двадцатью, то у нас можно насчитать более сотни. Кроме того, есть и другая специфическая проблема - риск нестабильности законодательства. Все расчеты и финансовые модели инвесторов сейчас построены с учетом «зеленого» тарифа. Если вдруг его изменения или государство введет ограничения по закупке количества электроэнергии из возобновляемых источников, все планы могут нарушиться и инвестиции в эту сферу прекратятся.


Но заинтересованность, однако, есть. Чем объяснить большое количество заявок на производство электроэнергии?

Так, несмотря на риски и несогласованности, интерес со стороны инвесторов заметна невооруженным глазом, особенно в сфере ветровой электроэнергетики. И сегодня в НКРЭ поступает немало заявок на применение «зеленого» тарифа и определенные мощности для электростанций. Сейчас суммарный объем заявок превышает объем альтернативной электроэнергии, который вообще нужен Украине. В частности, если в Крыму будут построены все ветровые электростанции, на которые были сделаны заявки, государству придется ежегодно находить существенные суммы и при этом думать, что делать с таким электроэнергией.

Это говорит о многочисленные спекуляции на этой теме - многие подает заявки, создает проекты, однако реально мало кто действительно собирается производить эту электроэнергию. В результате государство, увидев такое количество заявок, скорее всего, пойдет по пути усиления квалификационных требований к применению «зеленого» тарифа или изменения размера этого тарифа, чтобы он стал целесообразным и интересным реальным инвесторам.


Получите за 15 минут консультацию юриста!