В бизнесе, как и в человеческой деятельности вообще, все взаимосвязано. Просто это далеко не всегда видно невооруженным глазом. Казалось бы, как связаны публикации в прессе и выступления на профильных бизнес-мероприятиях с управленческим консалтингом, и уж тем более с режимом работы конкретной компании?
Вот и мы думали, что никак. Но реальность оказалась несколько другой. Одно управленческое решение повлекло за собой необходимость второго, второе – третьего и т. д. Начиналось все с естественного для любой компании желания быть заметными на рынке, как сейчас часто говорят, «получить свою порцию PR». А что делать, если рынок не самый большой и среди бизнеса в целом не самый заметный? Конечно, выходить за его рамки!
Так несколько лет назад мы начали сотрудничать с прессой, руководствуясь одним железным принципом – за публикации не платить. На поверку это оказалось не так уж сложно, главное – четко понимать, что интересно читателям конкретного издания и посетителям конкретной конференции. А если с этим затруднений нет, тогда не будет проблем и с редакцией или организаторами мероприятий. Остальное – дело техники и упорного труда, но речь не об этом – это всего лишь присказка, а сейчас будет сказка.
Как мы дошли до жизни такой
Итак, публикуясь в прессе и выступая на бизнес-мероприятиях, мы тем самым показали себя как эксперты в ряде вопросов. Сначала мы предлагали свои знания и умение о них рассказать, а потом журналисты и организаторы сами стали приходить к нам с запросами. Сначала комментарий, потом статью, сначала участие в круглом столе, потом доклад. И вот в один прекрасный момент к нам обратились с просьбой выступить перед сотрудниками конкретной компании. В процессе выяснения деталей оказалось, что нужен не доклад, а что-то вроде минитренинга по теме. Причем за него готовы заплатить. И тут мы сказали себе «стоп» и взяли время на размышление.
Напомним, что цели зарабатывать на продаже компетенций персонала изначально мы себе не ставили – не наш это бизнес. Но такая возможность появилась как побочный эффект других усилий. Стоит ее использовать или нет?
Как у любого начинания тут были свои минусы и плюсы. Плюсы: дополнительный заработок компании и сотрудника и все тот же PR – имидж экспертов, полезные контакты. Минусы: затраты времени на подготовку и проведение, потенциальный риск потерять человека, которого могут банально перекупить. По здравому размышлению последний минус показался нам не таким уж страшным (что подтвердилось опытом), ведь сотрудника могут перекупить и просто так – это, скорее, вопрос мотивационной политики самой компании.
А еще возникло много вопросов. Например, куда должны идти заработанные деньги? 100 % в компанию (ведь мы же платим человеку зарплату за рабочее время)? Делиться с сотрудником? В каких пропорциях? А может быть, вообще отдать на благотворительность? Чем дальше, тем страшнее, как говорила Алиса в Стране Чудес.
В результате размышлений была разработана такая схема: заработок за, по сути, управленческий консалтинг делится пропорционально следующим образом – 50 % компании, остальные 50 % между занятыми в проекте сотрудниками. В целом такая схема себя вполне оправдала. Благодаря существующей системе каждый прекрасно понимал, сколько и за что он получает, соответственно, был мотивирован работать во благо компании. Точно так же получилось и с продажей компетенций – все ясно и прозрачно, все довольны. Но есть одна маленькая неувязочка – в сутках всего 24 часа, а рабочий день и того меньше. Как успевать за то же время делать две работы без ущерба для каждой? Как учитывать время, потраченное «на нас» и «не на нас»?
Как перестать беспокоиться и начать жить
Очень часто на конференциях, посвященных организации бизнеса, много говорят об организации работы на результат, о том, что мы платим не за просиженное на работе время и т. д. Вещи, казалось бы, очевидные, но, видимо, не так все просто с их внедрением в жизнь, раз они повторяются из года в год.
Почему мы вдруг вспомнили об этом? Потому что все вопросы относительно того, как успевать работать на компанию, и в то же время продавать компетенции, того же порядка – мы платим за время или за результат? Если «за время», то вопросов будет становиться все больше, и они никогда не решатся. А вот если «за результат» – тогда вопросов просто нет, они исчезают на уровне планирования своего рабочего времени каждым из сотрудников.
Вот так и получилось, что от желания «сделать PR» мы пришли к гибкому рабочему дню, осталось только рассказать, как этот самый день у нас устроен.
В компании существует несколько вариантов рабочего расписания для каждой отдельной категории сотрудников.
Первый из них – стандартное расписание, т. е. с 9:00 до 18:00. Как бы мы ни хорохорились, есть категория персонала, рабочий день которого зависит от других людей и компаний, например, логистика.
Второй вариант мы называем «9 плавающих часов с обедом». Сотрудник находится в офисе такое же количество времени, как и в первом случае, но с 8:00 до 17:00 или с 10:00 до 19:00. То есть это те люди, которые работают с внешними контрагентами, но заняты этим все-таки меньшую часть времени, к примеру, бухгалтерия.
Третий вариант рабочего дня, который мы используем именно для сотрудников, работающих с проектами, состоит как бы из двух частей. Часть дня человек обязан находиться в офисе, и быть доступным для совещаний, встреч и прочих интеракций. Как правило, это время с 12:00 до 16:00. Оставшуюся часть времени можно планировать как угодно – встречи в офисах партнеров и клиентов, работа из дома, деловые поездки, непосредственно продажа компетенций и т. д. И как показывает практика (а мы делали опрос на эту тему) – эти сотрудники ежедневно работают примерно на 1 – 1,5 часа больше, чем другие. То есть система мотивации на результат действительно эффективна, осталось ее только применить на деле, а не на словах. Ну, и, конечно, сделать это с головой.
Но поскольку ни в природе, ни в бизнесе ничего не стоит на месте, мы потихоньку обдумываем четвертый вариант, еще более свободный. Ведь если задуматься, то в век информационных технологий человеку совсем не обязательно всегда физически присутствовать на рабочем месте или на встрече – вполне достаточно голосовой или видеосвязи. Причем если раньше для этого было необходимо дорогое оборудование, то сейчас можно легко обойтись ноутбуком с установленной программой.
Все взаимосвязано – что же будет дальше?
Если посмотреть на все вышесказанное несколько шире, то можно предположить, что это еще далеко не конец истории. Но пока мы только можем догадываться, как изменится наш бизнес, если, например, действительно будет внедрен четвертый вариант расписания рабочего графика. В каких областях ведения бизнеса это аукнется? Может быть, придется изменить всю его структуру? Об этом пока можно только гадать, а мы знаем одно – жизнь становится все интереснее и интереснее.
Анна БОДНАРЧУК,
директор супермаркета лицензионного
программного обеспечения «Софткей-Украина»