Мы живем в столетии коммуникаций и технического прогресса. Весь поток информации, который мы получаем и обрабатываем, поступает нам с экранов: ноутбука, мобильного телефона, телевизионного и т. д. За последний десяток лет восприятие информации изменилось с принципа «отдохнуть – отвлечься» в принцип «узнать – проанализировать», именно поэтому в большинстве материалов, выпускаемых сегодня на экраны, собран и осмыслен опыт многих поколений, предлагаются решения тех или иных проблем, раскрываются секреты успеха.
Каждый лидер реализует себя настолько,
насколько может удовлетворить свои амбиции.
Антонио Менегетти
Получая информацию с экрана, человек открывается и «впитывает» ее намного легче и эффективней, а вот расшифровать все аспекты проецирования экранного материала на реальную жизнь помогает синемалогия.
Сама по себе синемалогия является одним из аспектов онтопсихологического метода (психологии бытия), который ввел в обиход в 70-х годах итальянский психолог и философ Антонио Менегетти. Он считал онтопсихологию наукой, исследующей первопричину, от которой берет начало существование человека, что само по себе определяет бытие и небытие, и использует все методы интерпретации реальности, совместно с науками, которые позволяют анализировать человеческую сущность.
Метод синемалогии возник случайно. Когда Менегетти принимал участие в дискуссии фильма, он очень точно подметил, что каждый человек интерпретировал события по-своему, пытаясь донести именно свою точку зрения. Менегетти также заметил, что присутствующие пытались трактовать фильм через проекцию своих собственных комплексов.
После проведенных исследований (около 2000 человек просмотрели один и тот же фильм) психолог все-таки смог доказать, что каждый понимал происходящее на экране согласно своим психологическим и социально-культурным принципам. Следовательно, фильм стал универсальным инструментом, способным выразить бессознательное не только одного человека, но и группы. Пропуская сцены с экрана через собственные фильтры, человек раскрывает неполноценность или величину собственного Я, этим самым раскрывая свою сущность.
Под синемалогией понимается подход, исключающий применение базирующихся на традиционной культуре методов исследования в социальной, политической, экономической и художественной сферах. Синемалогия предполагает добровольную решимость выявить происходящее между каждым из нас и кинематографическим дискурсом, поскольку фильм – для многих зрителей – подобен протекающему ночью сновидению.
До сих пор никто не может сказать с полной уверенностью, как именно и когда этот метод стал использоваться в процессе подбора персонала и в рекрутменте, но на сегодняшний день многие компании практикуют синемалогию, устраивая кандидатам киносеансы. В процентном соотношении синемалогия практикуется только в 0,3 % случаях при проведении собеседований, в то время как интервью по компетенциям используется в 56,3 % случаев, а интервью по методу кейсов – в 13,3 %.
По своей сути просмотр и анализ кинофильма является своего рода кейсовым заданием. Кандидату предлагают посмотреть и проанализировать заранее подобранный фильм или киноролик, зачастую не связанный с рабочими буднями/проблемами. Обычно выбирается фильм, снятый определенным режиссером и в котором наилучшим образом представлен весь набор комплексов из бессознательного человека. То есть желательно, чтобы в фильме были выражены самые актуальные аспекты бессознательного, но на языке кинематографа.
Кино воздействует на человека на эмоциональном уровне, заставляет его испытать все переживания вместе с героями, поэтому при обсуждении сюжетной линии будет сложнее слукавить или «закрыться». Уникальность данного инструмента в том, что человек более раскованно и свободно чувствует себя при анализе действий актеров, или когда сопереживает ситуации, пытаясь донести свою точку зрения. Кандидаты «проецируют» свои жизненные принципы и позиции на события с экрана, рассуждая о том, какие решения принимали бы они, и как, по их мнению, должна развиваться ситуация. Жанр фильма является неким кодом для кандидата, и этот код задает атмосферу восприятия картинки и сюжета.
Одной из самых ценных отличительных черт синемалогии является способность обнаружить «подводные камни» в личностном профайле кандидата, работая со скрытыми проблемами и внутренним миром. Но насколько это необходимо в процессе подбора специалистов в компанию? Для каких позиций подходит эта методика, а для каких нет?
Камнем преткновения использования такого рода собеседований остается тот факт, что на сам процесс уходит очень много времени – от 60 до 120 минут. Однако в некоторых случаях игра все же стоит свеч.
При поиске кандидатов на руководящие позиции некоторые компании используют синемалогию как абсолютно свежий и неожиданный метод. Ни для кого не секрет, что перед каждым собеседованием соискатель готовится отвечать на вопросы, связанные с его карьерным ростом или будущими ожиданиями, по определенному сценарию, и далеко не всегда искренне и правдиво. А оказываясь в нестандартной, стрессовой ситуации, сложнее оперировать шаблонными, заранее подготовленными фразами. Именно поэтому синемалогия не практикуется при массовом подборе персонала или на позиции среднего и низшего звена.
Основная задача синемалогии – определить, как именно кандидат будет реагировать на смену обстановки. Данный метод позволяет сразу определить эмоциональную составляющую, аналитические способности, стрессоустойчивость, адаптивность к изменяющейся среде, а также многие другие факторы внутреннего профиля. Таким образом, синемалогия отображает способность личности к критической оценке жизненной ситуации, подключает к работе интуицию и практическую логику в тех моментах, в которых необходимо проявлять лидерство и принимать решения. Также можно сказать, что синемалогия помогает объяснить, какая модель поведения кандидата встречается на практике чаще всего, и нужны ли корректировки психологического профиля.
Данные собеседования также проводятся с целью выяснить, обладает ли кандидат презентационными навыками (насколько содержательно он способен излагать информацию, устанавливать контакт с аудиторией, анализировать и делать выводы, рассказывая об этом другим), как вольется специалист в команду и разделяет ли он корпоративные ценности. Результат синемалогического собеседования будет зависеть от того, о чем и как будет говорить кандидат: сумеет ли выделить главное и сделать акцент на деталях, сможет ли логично пересказать события фильма (что тоже немаловажно), как обоснует свою точку зрения на происходящее.
Всегда необходимо понимать, с какой целью проводите синемалогичекое собеседование именно вы. Какие перед вами стоят задачи? Если вы ищите хорошего руководителя по продажам, для него важным качеством будет умение логично и четко излагать свое мнение. Если целью стоит найти первоклассного менеджера по управлению проектом или руководителя группы – необходимо умение определять приоритеты, искать мелочи и тонкие нюансы в сюжете кинофильма. Но всегда надо помнить, что вы оцениваете не профессиональные качества, а лишь проекцию ценностей и личностных качеств. Для специалиста, который занимается коммуникациями, важно будет улавливать ключевые слова, крылатые фразы, стилистику речи.
Если говорить о кинолентах, которые можно посоветовать для просмотра и оценки специалиста, то их очень много. Каждый рекрутер или HR сам выбирает фильм, который ему по душе, и который подходит по жанру на вакантную позицию.
Со своей стороны рекомендую обратить внимание на несколько следующих фильмов:
«Меняя реальность» (США, 2011)
Сюжет: Девид никогда не задумывался, в чем кроется причина его жизненного успеха, все, что с ним происходило, он воспринимал как должное. Такой же естественной и счастливой стала для него встреча с Элиз. И все вроде бы в его жизни идет по плану, но в действительности этот план принадлежит не ему. Потому что в безумном движении современного мира мы все лишь марионетки в руках тех, кто меняет реальность.
Вопросы к фильму: Как Вы оцениваете методы Девида, которые он применяет для достижения своего успеха? Что правильно, а что нет? Как бы Вы поступили на месте главного героя?
«Прошлой ночью в Нью-Йорке» (США, 2009)
Сюжет: Молодожены Майкл и Джоанна – красивы, успешны, живут в огромной квартире в центре Манхеттена, но всего одна ночь заставит их усомниться друг в друге...
За день до нее на вечеринке Джоанне всего на мгновение покажется, что Майкл неравнодушен к симпатичной Лауре, своей новой сотруднице, с которой ему предстоит отправиться в командировку... И когда на следующее утро неподалеку от дома Джоанна встретит своего бывшего возлюбленного, французского драматурга Алекса, она примет его предложение поужинать, не задумываясь... Так начнется долгая ночь, которая станет для Джоанны и Майкла настоящим испытанием в супружеской верности...
Вопросы к фильму: На чьей стороне Вы? Как Вы оцениваете поведение Майкла, Джоанны? Расставьте приоритеты по Вашему усмотрению.
«Олигарх» (Россия, 2002)
Сюжет: История жизни. Россия. Последние два десятилетия. Время перемен, необратимо изменившее страну и всех нас. Академики обнищали, младшие научные сотрудники обрели невероятные богатства и власть, стали всемогущими олигархами...
История любви. Он был готов положить весь мир к ее ногам. И мог себе это позволить... История денег. Деньги заработать можно. Даже большие деньги. Но как потом остаться в живых?.
История успеха. За все надо платить. История большого бизнеса в России – это история людей, которые всего достигли. Но они дорого заплатили за свой успех. Кто-то – дружбой, кто-то – любовью, кто-то – собственной жизнью...
Основные события и главные герои фильма не вымышлены. Имена изменены. Некоторые все еще живы...
Вопросы к фильму: Дайте оценку фильму, пожалуйста. Ваше отношение к действиям главного героя? Расставьте приоритеты: любовь, деньги, успех. Объясните Ваш выбор.
Интерпретировать ответы кандидатов вправе исключительно тот специалист, который задает вопросы и ведет беседу.
Синемалогия не предполагает правильного ответа или одного мнения. Каждый пропускает информацию через свои «фильтры» и выдает обратную связь, которая адаптирована под его собственные взгляды. Реакция кандидата после просмотра киноленты может быть самой непредсказуемой, поэтому надо быть готовым не только задавать вопросы, но и вести дискуссию.
Метод действительно интересен и необычен. Советую попробовать синемалогию хотя бы в плане эксперимента, который обязательно понравится. Ведь понять кино – это понять и начать контролировать собственную жизнь. Как сказал Антонио Менегетти: «Скажи мне, какой образ тебя увлекает, какой образ тебе близок, задевает тебя, и я скажу, кто ты и что собой представляешь». Успехов!
Юлия ДОЦЕНКО,
специалист по поиску и
подбору персонала, рекрутер
(Marketing & Advertising, UA & CIS),
компания New Goal International