В декабрьском номере журнала ведущий эксперт рынка труда Украины уже традиционно делится своими впечатлениями от прошедшего года и обозначает основные тренды следующего, который, по его мнению, пройдет в борьбе за ключевых специалистов.
Управление персоналом – Украина: Сергей, после нескольких лет бурного развития, резкого обвала и последующего восстановления рынка труда уходящий год с точки зрения HR-менеджера видится каким-то слишком спокойным. Так ли это и какие его события Вы бы выделили?
Сергей Марченко: Этот год действительно не баловал событиями. Может, это и к лучшему, так как в последнее время рынок труда постоянно шатало из стороны в сторону. То мы сокращаем персонал, то мы его снова набираем, то оказывается, что набрали больше, чем нужно, и опять надо его сокращать – мне кажется, и работодателям, и соискателям такое положение дел порядком надоело. Возможно, поэтому год проходит в целом спокойно, развивая основные тренды прошлого.
В первую очередь это окончательная капитуляция соискателей в борьбе за высокие зарплаты. Если на начало года было достаточно оптимистов, считающих, что можно еще подождать, выискивая предложение повыгоднее, то к концу года их количество значительно поубавилось и большинство работает, приняв условия компаний. Трех лет оказалось вполне достаточно, чтобы запасы были «проедены», а личные амбиции пришли в соответствие с возможностями работодателей.
Продолжением еще одного длительного тренда является сохранившийся и в этом году высокий спрос на сейлз-менеджеров. Торговый персонал стабильно был востребован и в опте, и в рознице. У рекрутеров вакансии сейлз-менеджеров составляют чуть ли не половину заказов и на рынке труда образовался дефицит. Поэтому, как и в прошлом году, работодатели часто готовы брать людей без опыта продаж и учить их самостоятельно.
Третий тренд – это углубляющееся расслоение рынка труда на касту высокооплачиваемых профессионалов и всех остальных. Тренд интересен тем, что векторы изменения доходов у этих групп не только разнятся по величине, но и вообще разнонаправлены. Так, неквалифицированная рабочая сила пользуется все меньшим спросом. В этом году положение не спасли даже востребованные обычно сезонные работы, которые всегда более высокооплачиваемы и подстегивают рынок зарплат непрофессионалов, создавая дефицит рабочих рук. Летом 2011 этого не случилось и зарплаты неквалифицированных работников медленно, но уверенно поползли вниз. В то же время доходы ключевых специалистов и топ-менеджмента растут. Посткризисная экономика продемонстрировала роль личности в жизнеспособности компаний и преодолении неблагоприятной экономической ситуации. Собственники берегут менеджмент и ключевых специалистов.
Новым же трендом уходящего года можно отметить резкое повышение спроса на экономистов и финансистов. Что обусловлено двумя основными факторами. Первый – это возобновившие потребительское кредитование банки, которые снова нанимают специалистов розничного бизнеса, массово уволенных в 2009 году. Второй – принятие нового Налогового кодекса и возросший в связи с этим спрос на бухгалтеров, в первую очередь среди упрощенцев.
УП: Чего ждут эксперты от следующего года?
СМ: В экспертной среде нет единого мнения по поводу состояния рынка труда в 2012 году. С одной стороны, благоприятный для работодателей и соискателей 2011 год позволяет смотреть в будущее с оптимизмом, с другой – предсказываемая многими видными экономистами вторая волна мирового финансового кризиса. В частности, на ее неизбежности настаивает такой авторитетный в наших палестинах человек, как недавно ушедший в отставку многолетний министр финансов РФ Кудрин, успешно проведший Россию сквозь первую волну 2008 года. Если кризис все же случится, то картина предстанет нерадужная. Особенно учитывая, что в следующем году выборы, а украинские политики в новейшей истории еще ни разу не принесли свои амбиции в жертву ради экономики. Да и завершение инфраструктурных проектов к «Евро-2012», кое-как поддерживавших строительную отрасль, приведет к ее полной стагнации, что, учитывая количество занятых в отрасли людей, сильно ударит по рынку труда.
Но независимо от внешних воздействий, в следующем году Украину ждет кадровый голод во всех отраслях и регионах. Это и будет основным и безусловным трендом рынка труда 2012 года.
Уже сейчас весьма ощутима разница в качестве входящего потока соискателей образца 2006 – 08 гг. и теперешних. Если раньше работодатель, размещая информацию о вакансии в Интернете и других открытых источниках, мог рассчитывать, что 30 – 40 % откликнувшихся соискателей имеют квалификацию и навыки, близкие к требуемым, то сейчас их число не превышает 20 %! А для узкопрофильных специальностей пределом мечтаний будет одно – два резюме на вакансию.
Кадровый голод в Украине возник не в одночасье. О нем говорили уже много лет, но, похоже, только в последние годы рынок достиг критического количества ушедших с работы ветеранов, которым просто нет равноценной замены. Высшая школа давно не справляется с подготовкой кадров: наука по-прежнему отделена от практики и выпускники не готовы к самостоятельной работе. Технологи, конструкторы, ИТР, руководители промышленных предприятий и многие другие – все это специальности, для овладения которыми недостаточно просто закончить вуз, нужна практика. Но молодежь не идет в промышленность, и взяться этой практике неоткуда. Мне известен ряд случаев, когда блестящие столичные менеджеры с хорошим бизнес-образованием пасовали перед рабочими коллективами в промышленности и не выполняли поставленных собственниками задач из-за недостатка опыта.
УП: Но ведь наука у нас хромает последних 30 лет и вроде всегда как-то обходились теми, кого она выпускает. Есть ли еще какие-нибудь предпосылки для утверждений о грядущем кадровом голоде?
СМ: Правильно, высшая школа и ее проблемы значимый, но не единственный фактор, приведший к кадровому голоду. В последние годы случились события, с которыми мы раньше не сталкивались.
В первую очередь, это широкое распространение фриланса. Развитие интернет-технологий сделало возможным удаленную работу для представителей самых разнообразных профессий. Целый ряд специалистов получил возможность не наниматься в штат, а вести проектную работу сразу в нескольких компаниях. Бизнес развитых стран отреагировал на это явление массовым выводом в аутсорсинг всего, что только возможно, – от уборки офисов и транспортного обслуживания до маркетинга и подбора персонала. Это выгодно – компании платят аутсорсерам за результат, а не за процесс.
В Украине же все по-другому. Работодатели почему-то упрямо пытаются загнать тяготеющих к фрилансу маркетологов, рекламистов, программистов, юристов и других в штат. Хотя, если компания не очень большая, зачастую для них не всегда есть работа. Естественно, если вы нанимаете в штат, к примеру, маркетолога, который мог бы одновременно работать над несколькими маркетинговыми проектами, будучи фрилансером, на рынке остается нереализованный спрос на маркетологов, потому что те проекты, которыми он не стал заниматься, уйдя в штат на ставку, нужно будет кому-то реализовывать. Работодатели, не готовые предоставить сотрудникам возможность работать удаленно, не желающие терять контроль ни на минуту, сами создают себе трудности на рынке труда и снижают свою эффективность.
Эффективность аутсорсинга всегда выше, а сотрудники аутсорсинговых компаний всегда имеют более богатый и разносторонний опыт, чем их коллеги, работающие на одного работодателя. Если брать близкий мне рекрутинг, то качество подбора персонала силами внутренних рекрутеров неизбежно будет проигрывать рекрутинговым компаниям. К примеру, главный бухгалтер в среднем работает на одном месте четыре года. Соответственно, в среднем один раз в четыре года внутренний рекрутер будет проводить поиск главного бухгалтера. А у рекрутингового агентства есть специально выделенный человек, специализирующийся на подборе финансового персонала, и этот человек проводит поиски главбухов не раз в четыре года, а два – три раза в месяц. Естественно, он знает рынок, людей, узкие места и ловушки, которых можно избежать, и будет более эффективным. Это касается не только рекрутинга: юрист не сможет квалифицированно защитить вас в суде, если у него не будет постоянного навыка ведения судебных процессов, маркетолог не сможет предложить вам новые идеи, если он 10 лет работает только с вашим продуктом, и т. д.
Еще одна причина кадрового голода кроется в том, что во времена роста экономики многие специалисты получили повышения до руководящих позиций и теперь, когда такое количество управленцев не нужно, они не спешат возвращаться к прежним специальностям, где меньше доход и ниже статус.
Кадровый голод вряд ли будет удовлетворен на протяжении ряда ближайших лет и даже возможный рост безработицы ничего с ним не сделает – если безработица и будет расти, она ударит прежде всего по линейному персоналу и неквалифицированной рабочей силе, специалисты же и успешные топ-менеджеры будут востребованы все больше.
УП: Что бы Вы пожелали нашим читателям в новом 2012 году?
СМ: Удачи и оптимизма. Больше хороших книг, больше встреч с умными людьми, больше реализованных проектов и радости от достигнутых результатов. HR-менеджмент в Украине развивается, и это очень хорошо. А значит, наши главные победы впереди и нам есть к чему стремиться.
Сергей МАРЧЕНКО,
руководитель Executive Search
агентства SM Consulting