В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

На сегодня среди ученых нет единства во взглядах относительно соотношения правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать ее в правовой статус как структурный элемент, третьи называют правосубъектность более объемной категорией, включает в себя правовой статус.

Правосубъектность способствует установлению различия правового статуса от других социальных статусов лица - экономического, политического, этнического и др.. Термин «правосубъектность» применяется к субъектам права - участников правоотношений. Термин «правовой статус» употребляется для характеристики правового положения лица в целом. Поэтому правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим или юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса.

Информационную правосубъектность определяем как способность субъекта информационных правоотношений иметь информационные права и приобретать своими действиями субъективные информационные права и обязанности, которые составляют содержание информационных правоотношений.

Содержание информационной правосубъектности, разумеется, для всех субъектов информационных отношений не является одинаковым. Для каждого субъекта информационного права есть своя определенная правосубъектность с конкретным содержанием. Для органов государственной власти содержанием информационной правосубъектности компетенция как совокупность определенных полномочий. Для граждан и юридических лиц информационная правосубъектность состоит из правоспособности, дееспособности, де-ликтоздатности и определенных субъективных прав и обязанностей.

Информационная правосубъектность состоит из информационной правоспособности и информационной дееспособности. Возникновение информационных прав и обязанностей у лица обусловлено наличием у нее информационной правоспособности, что является неотчуждаемой от лица признаку - юридическим способностью быть носителем соответствующих прав и обязанностей из числа предусмотренных законом. Лицо не может быть ни ограничено, ни лишена правоспособности.

Лицо может самостоятельно вступать в информационные правоотношения лишь при условии его дееспособности. Информационная дееспособность - это определенная информационным законодательством юридическая возможность субъекта информационных правоотношений осуществлять свои информационные права и обязанности, реализуя которую (возможность) он способен быть активным участником информационных отношений. То есть субъект информационных правоотношений самостоятельно определяет, какие права ему реализовывать, в какие конкретные информационные правоотношения ему поступать.

Элементом информационной правосубъектности является и деликтоздат-ность, т.е. способность субъекта информационных правоотношений нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоз-ность физических лиц как участников информационных правоотношений, как правило, наступает с 16 лет (за отдельные виды правонарушений может наступать раньше или позже). Право-, действует - и деликтоздат-ность юридического лица наступают практически всегда одновременно (за исключением осуществления информационной деятельности, требующей специального разрешения (лицензии)), то есть с момента государственной регистрации и прекращаются с ликвидацией юридического лица.

Особый статус имеет государство как субъект информационных правоотношений. Понятно, что категории информационной правосубъектности (правоспособности и дееспособности) для государства Украина или иностранных государств не определяются. В межгосударственных отношениях Украины выступает субъектом международных, в том числе информационных, отношений. Участником внутренне государственных отношений государство становится через органы государственной власти, то есть опосредованно. Для органов государственной власти же информационная правосубъектность, как отмечалось, заключается в совокупности определенных законодательно предусмотренных полномочий.

Международные организации выступают субъектами информационных правоотношений в отношениях с государствами, другими субъектами по поводу получения, использования, распространения и хранения информации.