В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Офшоры: новые возможности, старые преимуществаОфшоры, в качестве легальных инструментов налоговой оптимизации и планирования, вызывают огромный интерес у представителей бизнеса. И далеко не зря. Создание или покупка готовых компаний в офшорных юрисдикциях имеет немало выгод, в частности, при построении оптимальных экспортно-импортных схем; приобретении яхт, суден и прочих элитных транспортных средств; при скрытом владении имуществом, создании холдинговых структур, открытии банковских счетов и т. д.

Однако большой выбор офшорных юрисдикций с различными условиями ведения бизнеса может запутать предпринимателя, делающего первые шаги на пути к созданию и успешному применению офшорных схем. Чтобы помочь разобраться во многих офшорных нюансах, а также в процедуре открытия соответствующих компаний, 8 декабря компанией «ЛИГА» был организован семинар «Офшоры: новые возможности, старые преимущества». Практическими рекомендациями и наработанным опытом делились налоговые консультанты группы компаний International Consulting Group.

Офшоры средне-престижные…

Прежде всего, отметим, что хотя офшоры и являются территориями, предоставляющими льготный налоговый и валютный режим для иностранного капитала, все же они подчиняются законодательству страны регистрации. В связи с этим каждая офшорная юрисдикция может иметь свои характерные особенности.

Классическими общеизвестными офшорами являются островные государства: Белиз, Панама, Сейшелы, Британские Виргинские острова, Доминика, Барбадос, Багамы, Сент-Киттс и Невис, о. Мэн, о. Гернси и т. д. Присущие им черты – это:

– максимальная конфиденциальность информации о владельце компании;

– полное освобождение от налогообложения (при соблюдении определенных условий);

– отсутствие обязательной финансовой отчетности, бухгалтерского и налогового учета;

– простота и скорость учреждения: в среднем занимает несколько дней.

Такие юрисдикции, безусловно, подходят для импортно-экспортных схем (поскольку регулируют цену инвойса, минимизируют налоговые и таможенные платежи), для продажи крупных активов и скрытого владения имуществом, включая приобретение и регистрацию яхт и суден.

Однако у всех указанных юрисдикций имеется один общий минус: недостаточная респектабельность в глазах деловых партнеров и контролирующих органов, главным образом, налоговой. Применительно к Украине, такая недостаточная респектабельность отдельных юрисдикций вылилась в налоговые ограничения: так, согласно п. 18.3 ст. 18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» при заключении договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, расположенных в офшорных зонах, или при осуществлении расчетов через таких нерезидентов либо через их банковские счета, независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или иной форме) непосредственно или через других резидентов либо нерезидентов, расходы плательщиков налога на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их валовых расходов, но в сумме, составляющей 85 % от оплаченной стоимости продукции. Аналогичную норму содержит и Налоговый кодекс Украины (статья 161.2), вступающий в силу с 1 января 2011 года, те же ограничения на отнесение в состав валовых расходов.

Категорически не подходят указанные офшоры для использования в схемах с налогообложением роялти, дивидендов, процентов, приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу, маркетингу, консалтингу, рекламе. Понесенные расходы (уплаченные за границу средства) не могут быть отнесены на валовые расходы, к тому же не стоит забывать и о налоге не репатриацию.

Отметим, что все эти ограничения относятся лишь к тем офшорам, которые перечислены в распоряжении Кабмина от 24 февраля 2003 года № 77-р, среди которых, в частности, Багамы, Белиз, Британские Виргинские Острова, Каймановы острова, Мальдивская Республика, Монако, Науру, Пуэрто-Рико, Сент-Винсент и Гренадины, Сейшелы и ряд других. Кстати, Панамы здесь нет. Приобретая продукцию из данных офшоров, как минимум, на валовые расходы можно будет отнести только 85 %. Как максимум, деловые партнеры могут отказаться проводить транзакции через такие непрестижные офшоры, или налоговая служба может проявить пристальный интерес к такого рода сделкам.

Минусы непрестижных офшоров – островных государств:

– нежелание зарубежных деловых партнеров заключать сделки с такими контрагентами;

– особо пристальный интерес со стороны налоговой;

– налоговые ограничения в части формирования и начисления валовых расходов, согласно законодательству Украины.

Выход – фасадные компании из респектабельных юрисдикций: Швейцария, Австрия, Нидерланды, Великобритания. Также удачным выбором можно назвать такие государства, как Новая Зеландия, Польша, Эстония, Гонконг.

…и респектабельные

Фасадные компании в полноналоговых юрисдикциях очень успешно могут применяться в качестве посредника между украинской компанией, неким островным офшором (к примеру, Панамой) и зарубежным деловым партнером. Стоимость их открытия и обслуживания на порядок выше, нежели островных офшоров, что, впрочем, легко окупается за очень быстрые сроки. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки создания компаний в полноналоговых юрисдикциях Польши и Новой Зеландии.

Общая характеристика Польши:

– полноналоговая юрисдикция;

– необходимость сдавать ежемесячный и годовой отчет;

– ставка налога на прибыль – 19 %;

– разные виды регистрируемых компаний (самая оптимальная форма – ООО);

– учредителями компании могут выступить как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты;

– есть требования к минимальному уставному капиталу – примерно 1300 евро.

– преимущества Польши:

• возможность работать с европейскими компаниями, используя VAT (НДС)-номер;

• выгодно использовать в схеме с импортом;

• возможность вести хозяйственную деятельность без ограничений;

• возможность получить разрешение на временное жительство (или гражданство) в Республике Польша.

– недостатки:

• высокая стоимость приобретения и обслуживания компании;

• необходимость сдачи отчетности.

Что касается Новой Зеландии (еще одной полноналоговой юрисдикции), то она успешно может использоваться в схеме с трастом, что позволяет уменьшить налогообложение до 3,3 % (не облагаются налогом компании, которые используются как доверительный собственник иностранного траста). В стране нет требований к оплате уставного капитала: его можно заявить, но не оплачивать. Следовательно, исчезает проблема с получением лицензии НБУ на зарубежное инвестирование.

Учреждая закрытую компанию с ограниченной ответственностью в Гонконге, ее владелец также получает массу преимуществ, среди которых:

– упрощенная процедура регистрации;

– отсутствие обязанности представлять финансовую отчетность третьим лицам; достаточно хранить отчетность в том месте, которое будет выбрано советом директоров как наиболее подходящее.

Налогообложение в Гонконге осуществляется только в случае ведения компанией коммерческой деятельности на территории Гонконга, при наличии доходов с источником происхождения из Гонконга и поступления доходов от такой деятельности в Гонконг. В остальных случаях доход освобождается от налогообложения.

Ведя речь о респектабельных фасадных компаниях, нельзя не упомянуть такую организационную форму как LLP (партнерство с ограниченной ответственностью) в Великобритании. Данная форма, вне всякого сомнения, подходит для осуществления внешнеэкономических торговых схем как посредник между офшорами-учредителями (их должно быть минимум два) и зарубежным контрагентом.

Главное преимущество LLP: налогообложению подлежит не само общество, а его учредители (в своих же налоговых юрисдикциях). Если, к примеру, один из офшорных учредителей – Белиз, а второй – Панама (где налоги не взимаются в принципе), то это значит, что в обоих случаях ни учредители, ни LLP не будут платить налоги.

Однако и LLP имеет свои недостатки. И это то, что компания не считается резидентом Великобритании, следовательно, не может быть получен сертификат о резидентности, на основании которого освобождаются от налога на репатриацию выплаченные за рубеж суммы процентов, дивидендов, роялти. В случае острой необходимости перечислять такие средства именно в Великобританию, стоит задуматься о создании иной формы – Ltd (аналога украинского ООО), который будет считаться резидентом Великобритании, а уплаченные на его имя средства (в счет выплаты дивидендов, процентов, роялти) не будут облагаться налогом на репатриацию.

Еще один незначительный минус LLP – это сложности с получением VAT (НДС)-номера для ведения торговли в Евросоюзе. Так, помимо полного описания основных видов деятельности компании, предварительной суммы налогооблагаемых поставок (услуг) за следующие 12 мес., договора или инвойса в подтверждение того, что компания осуществляла сделки, – английские чиновники при регистрации заявки на выдачу VAT-номера также потребует информации о реальном (а не виртуальном) офисе фирмы, с директором, секретарем и бухгалтером для ведения учета и документооборота. Особые требования предъявляются к директору LLP: это обязательно резидент Великобритании, который к тому же должен будет предъявить номер своей страховки. В целом, как посоветовали докладчики семинара, если вопрос с получением VAT-номера стоит настолько критично, для этих целей лучше создавать компанию на Кипре или же в Нидерландах, Польше, где требования гораздо мягче. Напомним, получение VAT-номера обязательно в случае, когда товар вывозится из страны продавца в другую страну ЕС.

ВЫВОД:

Преимущества тех или иных офшорных юрисдикций зависят, в первую очередь, от целей, которые ставит перед собой предприниматель. К примеру, столь популярная организационная форма LLP (кстати, в респектабельной английской юрисдикции) категорически не подходит в том случае, если на имя компании будут перечислять дивиденды, проценты, роялти (поскольку у лица, их выплачивающего, будет возникать налог на репатриацию). Зато применение LLP в экспортно-импортных схемам очень эффективно.

С другой стороны, непрестижные островные офшоры, где налоги не взимаются вообще, можно успешно использовать в комбинации с компаниями-прослойками (фасадными компаниями из Дании, Австрии, Швейцарии, Нидерландов), где налоги взимаются по сниженным ставкам, в которых можно получить VAT-номер для торговли на территории Евросоюза и которые вызывают меньшее неприятие у потенциальных деловых партнеров и контролирующих органов.