Компании, зарегистрированные на Кипре, впервые стали популярны среди украинских предпринимателей еще в 90-е годы. С тех пор за Кипром прочно укрепилась слава самого главного офшора, а использование кипрских компаний приравнивалось к отмыванию денег и уходу от уплаты налогов. Но время идет, многое меняется и в национальном законодательстве, и в мировой политике.
Кипр провел налоговую реформу, ввел дополнительные налоги, заключил ряд договоров по обмену налоговой информацией, вышел из «черных списков» всемирных организаций и даже стал членом Европейского Союза. Но тем не менее его популярность только растет, а старые стереотипы очень сложно искоренить. Так можно ли считать Кипр офшорной зоной на данный момент? И являются ли компании, зарегистрированные на территории острова, офшорами в полном смысле этого слова?
Для начала стоит определить, что понимается под термином «офшор». Термин «офшор» был заимствован из английского языка и в переводе означает «вне берега» (off shore). Значит, ключевым для понимания, является определенная юрисдикция офшорной или нет, является факт предоставления определенных налоговых льгот для компаний, ведущих свою деятельность «вне берега», то есть не на территории страны регистрации. Классическая офшорная компания не платит никаких налогов и не сдает никаких отчетов, если ведет свою деятельность за пределами страны регистрации.
В мире не существует единого, официально утвержденного перечня офшорных зон. В этом случае остается полагаться лишь на рекомендации и заключения ОЭСР и ФАТФ
На данный момент не существует единого мирового перечня офшорных зон. Существенную роль в определении офшоров играют Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). ОЭСР занимается борьбой с недобросовестной налоговой конкуренцией и внедрением международных налоговых стандартов, а ФАТФ – выработкой и реализацией коллективных мер борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Эти организации утверждают «белые», «серые» и «черные» списки стран, таким образом разделяя все страны на группы в соответствии с тем, насколько законы стран отвечают стандартам данной сферы и насколько они исполняются на практике. И конечно, если та или иная страна попадает в «черный» список одной из этих организаций, это существенно снижает ее авторитет в глазах мирового сообщества. Как правило, именно офшорные юрисдикции находятся в «черных» или «серых» списках.
Четкого определения «офшора» или «офшорной зоны» в украинском законодательстве также нет. В статье 18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» дано определение понятия «нерезидентов, имеющих офшорный статус». Такими считаются «нерезиденты, расположенные на территории офшорных зон, за исключением нерезидентов, расположенных на территории офшорных зон, которые предоставили налогоплательщику выписку из правоустанавливающих документов, легализованную соответствующим консульским учреждением Украины, что свидетельствует об обычном (неофшорном) статусе такого нерезидента». Другими словами, вполне очевидно, что офшорной будет считаться любая компания, зарегистрированная в офшорной зоне. А сам список офшорных зон определяется государством. В Украине, например, в 2003 году Кабинет Министров утвердил перечень офшорных зон, куда вошли 36 государств, большую часть которых составляют небольшие островные страны. Является ли этот список субъективным? Определенно является, ведь, как уже упоминалось, определения понятия «офшор» в украинском законодательстве нет, а значит нет и четких критериев, по которым ту или иную страну можно отнести к разряду офшорных зон. К примеру, в 2005 году из перечня офшорных зон удалили Панаму, хотя, исходя из особенностей режима налогообложения для нерезидентных компаний, Панама должна считаться классической офшорной зоной.
Можем ли мы говорить о каких либо неудобствах, связанных с особым отношением к нерезидентам, которые имеют офшорный статус в соответствии с украинским законодательством? Фактически – да. И если в некоторых странах такое «особое отношение» выражается только в повышенном внимании к документации таких офшорных нерезидентов со стороны налоговых органов или таможни, то в Украине оно имеет официально выраженную подоплеку. А именно, в соответствии с пунктом 18.3 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» определено, что «в случае заключения договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров в пользу нерезидентов, имеющих офшорный статус, при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета, независимо от того, осуществляется ли такая оплата непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, расходы налогоплательщиков на оплату стоимости таких товаров включаются в состав их валовых расходов в сумме, составляющей 85 процентов стоимости этих товаров». Таким образом, нерезиденты, зарегистрированные на территориях офшорных зон, официально пользуются менее благоприятными условиями работы в Украине.
Особое отношение в Украине к Кипру. Ни одна другая страна столько раз не меняла своего «офшорного» статуса, как Кипр. Так, например, в 2002 году, когда действовал еще старый перечень офшорных зон, Кипр был внесен в офшорный список, а уже в 2003 году во время утверждения нового перечня, эту страну исключили. В 2005 году внесли дополнительные изменения, в соответствии с которыми Кипр опять стал считаться на территории Украины офшорной зоной, но уже в 2006 году снова он был исключен из перечня. На данный момент перечень офшорных зон действует в редакции от 2006 года, а значит Кипр официально не считается офшорной зоной и в отношении кипрских компаний не действуют никакие ограничения, связанные с «офшорным статусом» нерезидентов.
В настоящее время, согласно действующему в Украине законодательству, Кипр не считается офшорной зоной
Как известно, 1 мая 2004 года Республика Кипр стала членом Европейского Союза. По результатам заседания G20, Организация экономического сотрудничества и развития 2 апреля 2009 года включила Кипр в список юрисдикций, которые в значительной степени ввели международные согласованные стандарты налогового сотрудничества. Кипр не является офшором, но тем не менее в некоторых странах, например в Российской Федерации, Кипр до сих пор считается офшорной зоной. А в сознании многих людей прочно укоренилось отношение к компаниям, зарегистрированным на Кипре, как к офшорам.
Такой офшорной славой Кипр обязан своей богатой «офшорной» истории, ведь еще с 1 января 1977 года там действовал специальный офшорный режим для компаний международного бизнеса (International Business Companies). В соответствии с таким режимом, для компаний, не ведущих деятельности на территории Кипра, предусматривалась пониженная ставка корпорационного налога – 4,25 %. Вследствие же проведения налоговой реформы, направленной на приведение кипрского законодательства в соответствие со стандартами законодательства Европейского Союза и кодекса поведения ЕС, был введен единый налог на прибыль – 10 %. Таким образом, произошло фактическое уравнивание в правах компаний международного бизнеса и местных кипрских компаний. Все компании международного бизнеса, зарегистрированные на территории острова, были ликвидированы либо перерегистрированы на протяжении 2004 – 2005 годов.
Сам факт отмены особого режима для компаний международного бизнеса, а также введение налога на прибыль в размере 10 % свидетельствует о том, что Кипр больше не офшор. По сравнению с классическими офшорами, налоговое бремя кипрских компаний велико, кроме того, Кипр – отчетная юрисдикция. Компания, зарегистрированная на территории Кипра, обязана вести бухгалтерию, сдавать ежегодный отчет и проходить аудит, а, как известно, предоставление отчетов абсолютно не свойственно ни одной офшорной юрисдикции.
Если Кипр перестал считаться офшорной зоной, почему же кипрские компании не утратили своей популярности? Что привлекает инвесторов и бизнесменов в использовании компаний этой юрисдикции? Фактически, утратив свой офшорный статус, Кипр только выиграл в глазах предпринимателей. И если по меркам офшорных юрисдикций налоговое бремя Кипра слишком велико, то по сравнению с европейскими странами налоги Кипра более чем либеральны. На Кипре самый низкий среди европейских стран уровень налога на прибыль предприятий – 10 %. Для сравнения, в Швеции данный налог составляет 26,3 %, в Норвегии – 28 %, а в Германии – 33 %. Также на Кипре освобождены от налога на прибыль дивиденды, прибыль, связанная с корпоративными правами и ценными бумагами, прирост капитала от реализации недвижимости, которая не находится на территории Кипра, и прибыль от иностранных филиалов.
Безусловные преимущества Кипра:
1) самый низкий среди европейских стран уровень налога на прибыль предприятий – 10 %;
2) освобождены от налога на прибыль дивиденды; прибыль, связанная с корпоративными правами и ценными бумагами; прирост капитала от реализации недвижимости, которая не находится на территории Кипра, и прибыль от иностранных филиалов;
3) используется минимальная из разрешенных законодательством ЕС ставка НДС – 15 %;
4) можно зарегистрироваться на НДС и получить «VAT-номер», получение которого делает возможным возврат НДС и применение нулевой ставки налога в торговле между странами ЕС
Тут используется минимальная из разрешенных законодательством ЕС ставка НДС – 15 %. Кроме того, поскольку Кипр является членом Европейского Союза, в этой стране предприниматель может зарегистрироваться на НДС и получить так называемый «VAT-номер». Получение такого номера не только делает юридическое лицо плательщиком НДС на территории Евросоюза, но также открывает доступ к единой системе учета НДС, делает возможным возврат НДС и применение нулевой ставки налога в торговле между странами ЕС. И если, к примеру, в Великобритании процедура получения НДС-номера очень затратная, занимает как минимум полгода и сопровождается длительными проверками со стороны властей, то кипрские компании могут зарегистрироваться на НДС быстро и без особых усилий.
Кроме того, в соответствии с законодательством Кипра, вывод дивидендов, процентов и роялти не облагается налогом у источника, что делает Кипр идеальной юрисдикцией для вывода дивидендов, выплаты роялти и процентов по займу или кредиту. Кипр используется для владения иностранными компаниями, построения холдингов, а также для оптимизации налогообложения предприятия путем использования интеллектуальной собственности.
Налоговая система Кипра уникальна, так как она одновременно сочетает в себе некоторые особенности, свойственные офшорным юрисдикциям, и в то же время является европейской юрисдикцией. От «офшорного прошлого» у Кипра осталась простота регистрации компании, возможность использования номиналов-киприотов в качестве директоров и акционеров. Существует также возможность приобретения уже готовой «полочной» компании. На практике это означает возможность стать собственником компании в течение 30 минут.
ВЫВОД:
Подводя итоги, можно смело сказать, что Кипр не является офшором, так как компания, зарегистрированная на его территории, обязана платить налоги, вести бухгалтерию и сдавать отчетность. Кипрская налоговая система становится все более прозрачной для других стран. Подписываются соглашения об обмене налоговой информацией, принимаются изменения к законам для соответствия стандартам ОЭСР и ФАТФ. Но в тоже время Кипр является самым простым способом «открыть окно в Европу», так как сочетает в себе простоту использования бывшей офшорной юрисдикции и в то же время является самой низконалоговой юрисдикцией из всех стран – членов Европейского Союза. Именно это и делает кипрские компании такими популярными среди отечественных бизнесменов.
Екатерина Утиралова,
ведущий юрист международного отдела
Международной консалтинговой компании «ICG»