Мы довольно часто в жизни слышим слово "инновации". Наверное, нет ни одной отрасли, где сейчас не используется это понятие. Мы настолько привыкли это слышать, что подчас и не закладываем в него никакого смысла, кроме старания маркетологов продать нам товар. Однако в юридической практике это слово приходится слышать все чаще, и технологического смысла в нем больше, чем где бы то ни было.
Изменения в юридической практике происходят очень быстро. Юридические фирмы стремятся предоставлять свои услуги не только качественно, но еще и быстро и удобно. Внутри компании руководители стараются сократить временные и денежные расходы, а также уменьшить количество рутинной работы, которую выполняют юристы и на которую тратят довольно много времени, вместо этого обеспечить их настоящей, творческой юридической работой.
По состоянию на сегодня существует две тенденции диджитализации юридического рынка: чат-боты и блокчейн. Чат-боты начали завоевывать популярность на территории Украины ввиду простоты и доступности.
Ярким примером является компания OpenDataBot. Простыми словами, OpenDataBot без усилий быстро и коротко отображает данные о юридических лицах и физических лицах – предпринимателях в мессенджере смартфона пользователя. Для этого не нужно искать сайт Министерства юстиции Украины и заполнять на нем криво отображенную на мобильном устройстве форму поиска, достаточно ввести в Viber или Telegram 8 цифр (код ЕГРПОУ) или же фамилию руководителя – и за секунду информация о юридическом лице у вас перед глазами. Это одна из тех вещей, которые значительно упрощают жизнь юристам: намного легче принять решение о сотрудничестве с новым контрагентом, когда вы за секунду можете узнать, что в Едином государственном реестре судебных решений найдены 200 судебных документов, связанных с этим лицом.
Во время невероятного развития стартапов и криптовалют перед юристами и юридическими компаниями возникают новые вызовы. Так, за последний год чуть ли не каждый день слышно о том, как еще одна компания начинает ICO (initial coin offering, способ привлечения средств в криптовалюте, названный по аналогии с IPO). Проблемы возникают тогда, когда, как оказывается, компания, привлекавшая средства, мошенническая, а сама процедура ICO никакого правового регулирования не имеет.
Вопрос, как себя защитить при инвестировании в стартап или после нарушения своих прав при обращении, например, с криптовалютой, – вызов для юриста. Как регулировать отношения между контрагентами, которые решили проводить расчеты в биткойнах, – также вызов для юриста.
Смотреть все вопросы, на которые отвечают сегодня юристы
Можно с уверенностью сказать, что по состоянию на сегодня началась активная фаза трансформации и диджитализации юридической профессии в целом. Через несколько лет не останется юристов, которые часами ковыряются в государственных реестрах и Интернете в поиске информации, а рынок юридических услуг сместится в сторону юридического сопровождения цифрового мира.
Блокчейн: общие вопросы
Бесспорно, заслуживает внимания технология блокчейн. Недаром блокчейн является одним из наиболее употребляемых слов в 2016 году. Начнем с маленького экскурса в историю: в 2008 году была опубликована статья Сатоши Накамото "Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System", которая описывает технологию работы криптовалюты биткойн – цифровой наличности. Биткойн – это электронная валюта, которой не существует физически; это уникальный код, который передается от пользователя к пользователю и защищен от подделки или незаконного копирования с помощью специального криптографического метода защиты.
Криптографический метод шифрования данных в криптовалюте биткойн называется блокчейн, или же цепочка блоков транзакций. Блокчейн заслуженно считается гениальным методом защиты информации в цифровую эпоху, а его созданию предшествует 40 лет исследований криптографических методов шифрования.
Простыми словами, блокчейн – это журнал записей или бухгалтерская книга, которая находится одновременно у всех ее пользователей, записи в которую вносят по согласию более чем половины таких пользователей, а подделка записей в этом журнале практически невозможна.
Технология блокчейн приобрела огромную популярность из-за таких свойств, как распределенность, безопасность и незыблемость (на английском языке – immutable).
Распределенность заключается в том, что у всех пользователей есть оригинал такого журнала, и если один или даже половина пользователей утратит журнал по разной причине, воссоздать оригинальную версию будет очень просто – отсюда же следует незыблемость.
Безопасность технологии состоит из двух аспектов. Во-первых, сведения в журнал вносятся только по согласию 50+1 % пользователей такого журнала. Это означает, что перед тем как внести сведения в журнал, достоверность новой и предыдущей записи должны подтвердить больше половины пользователей. Во-вторых, при внесении новой записи в него добавляются зашифрованные данные предыдущих записей, то есть все следующие записи имеют информацию о предыдущих. Таким образом, для того чтобы изменить предыдущую запись в блокчейне, придется переписать все последующие, а для этого нужны колоссальные вычислительные мощности и средних размеров атомная электростанция.
Недостатками блокчейна является, прежде всего, отсутствие правового регулирования. С точки зрения законодательства, запись в блокчейне не несет никакой ценности и не является юридическим фактом. Для суда это такая же запись, как в блокноте. Именно отсутствие законодательного регулирования стоит последней баррикадой на пути инновационного развития юридической практики.
Государство и криптовалюты
Украина входит в первую десятку стран по популярности криптовалют. Аналитик журнала Forbes Бен Карнс отмечает, что Украина тихонько лидирует в революции криптовалют, тем временем как в нашей стране не придают никакого значения их правовому регулированию.
Среди официальных документов – только разъяснение Национального банка Украины, имеющие исключительно рекомендательный характер, но хотя бы высказывающие официальную позицию власти. Так, в соответствии с Разъяснением относительно правомерности использования в Украине "виртуальной валюты / криптовалюты" Bitcoin от 10 ноября 2014 года Национальный банк Украины рассматривает "виртуальную валюту / криптовалюту" Bitcoin как денежный суррогат, который не имеет обеспечения реальной стоимостью и не может использоваться физическими и юридическими лицами на территории Украины как средство платежа, поскольку это противоречит нормам украинского законодательства, а именно ст. 32 Закона Украины "О Национальном банке Украины", в соответствии с которой выпуск и обращение на территории Украины других денежных единиц и использование денежных суррогатов как средства платежа запрещаются.
По состоянию на сегодня НБУ ведет активный диалог с биткойн-сообществом. Более того, Национальный банк презентовал дорожную карту проекта "Cashless Economy", в соответствии с которой планируется развитие электронных денег. Ввиду этого правовой статус криптовалюты в Украине необходимо определить "на вчера", учитывая, что уже сегодня на "Украинской бирже" происходят торги деривативами на биткойн. В таком случае власти не нужно ждать такого толчка, как в Японии, когда после атаки на биржу цифровых валют Mt.Gox и ее краха пользователи остались ни с чем, а власть Японии увидела реальную необходимость правового регулирования криптовалют.
Криптовалюту нельзя игнорировать, она уже заняла свое место в повседневной жизни людей. Более того, нельзя игнорировать страну, которая входит в топ-10 по популярности электронных денег в мире. Правовое регулирование процессов, связанных с обращением криптовалюты, просто необходимо и, в любом случае, лучше раньше, чем с опозданием.
В мире подход к правовому регулированию криптовалют в разных странах очень отличается. В таких штатах Америки, как Калифорния, Нью-Йорк и Вашингтон, установили правовой статус криптовалют еще в 2015 году, там цифровая валюта – это объект денежных переводов. В Евросоюзе обращение с криптовалютой законодательно не урегулировано, однако там очень хорошо понимают влияние таких явлений и предлагают лицензировать деятельность криптовалютных бирж. Итак, нам необходимо, как минимум, определиться с позицией к применению электронных денег в Украине.
Поскольку выделенная из биткойна технология блокчейн обеспечивает достоверность внесенной информации, вскоре возникла идея о создании смарт-контрактов – договоров, которые выполняются программно, проводят расчеты в криптовалюте и не требуют вмешательства людей для их выполнения. Иначе говоря, смарт-контракт решает вопросы доверия между сторонами такого контракта.
При заключении обычных письменных договоров стороны всегда определяют последствия невыполнения договора, а потом, бывает, годами судятся за выполнение стороной взятых на себя обязательств. Со временем люди пришли к выводу, что договор на 20 страниц возможно изложить с помощью нескольких строк кода, а с использованием интернет-вещей (IoT – internet of things) выполнение условий договора будет максимально автоматизировано.
Например, при заключении договора аренды квартиры с помощью смарт-контракта ежемесячно программа проверяет наличие средств на счете арендатора и осуществляет перечисление арендодателю. Если ежемесячный платеж не состоялся (из-за отсутствия средств на счете арендатора), электронный замок блокирует доступ арендатора к квартире. Пофантазируем и представим себе авто с автопилотом, которое в свободное от транспортировки владельца время предоставляет услуги такси (что Илон Маск обещает уже через 2 года). Такое такси высчитает цену в зависимости от маршрута, проверит наличие средств на счете пассажира и автоматически спишет их при достижении конечной точки – от пассажира требуется только согласие с ценой.
Первый реальный смарт-контракт был использован в сентябре 2016 года для поставки молочной продукции. Британский банк Barclays, израильский стартап Wave и ирландский производитель молочной продукции Ornua с помощью технологии блокчейн провели аккредитив на поставку масла и сыра менее чем за 4 часа, а вот с помощью классических письменных договоров такая процедура занимает от 7 до 10 рабочих дней.
Таким образом, смарт-контракт максимально уменьшает трансакционные расходы. В дальнейшем можно спрогнозировать уменьшение роли банков, как, например, клиринговых учреждений, при проведении расчетов между сторонами, поскольку смарт-контракт сам по себе выполняет роль клирингового учреждения.
Основной преградой для применения смарт-контрактов в повседневной жизни является, опять-таки, отсутствие законодательного регулирования. Вместо законодательного обеспечения смарт-контракт функционирует с помощью тщательного и правильного написания его кода (программы).
Для примера приведем интернет-компанию The DAO (децентрализованная автономная организация), базирующаяся на основе облачного кода и управляемая всеми инвесторами вместе с помощью смарт-контракта, которая предложила новую бизнес-модель для создания коммерческих и некоммерческих организаций. Из-за ошибки в коде смарт-контракта один из инвесторов The DAO смог вывести со счета компании на свой счет криптовалюты на общую стоимость 53 миллиона долларов. В соответствии с условиями деятельности компании, с одной стороны, такое действие не является преступлением, поскольку предполагалось смарт-контрактом, с другой – около 18 тысяч инвесторов было ограблено. Более того, средства не могут быть возвращены, поскольку законодательство не регулирует обращение с криптовалютами с помощью смарт-контрактов.
Таким образом, для защиты своих прав во время осуществления деятельности со смарт-контрактами и криптовалютами по состоянию на сегодня необходимо заключать классический письменный договор на 20 страниц. Как бы смешно это не звучало, мы вернулись к тому, с чего начинали, а использование смарт-контрактов с расчетами в криптовалюте пока может только усложнить договорные отношения.
Однако такие технологии более чем перспективны, поэтому последним шагом к осуществлению договорной деятельности по клику компьютерной мыши остается признание государством смарт-контрактов, криптовалют и законодательное регулирование защиты прав сторон таких договоров.
На пути к прямой демократии
В публично-правовых отношениях на технологию блокчейн возлагают большие надежды, прежде всего в борьбе с коррупцией, а также внедрение прозрачности и надежности функционирования государственных систем.
Недавно Украина подписала меморандум о сотрудничестве в сфере блокчейн-технологий с BitFury – одной из самых крупных компаний, занимающейся разработкой продуктов на основе блокчейн. В соответствии с этим меморандумом Украина постепенно переведет свои государственные реестры на технологию блокчейн, что обеспечит их прозрачность и надежность. Для Украины этот шаг сверхпозитивный, учитывая то, что наше государство никогда не было в авангарде внедрения новейших технологий, а соглашение с BitFury на сегодня является самым масштабным проектом в мире по внедрению блокчейн в государственный сектор.
Использование блокчейн нашло свое отражение и в голосовании. Проект e-Vox уже сейчас предлагает фиксирование голосов избирателей в блокчейне с использованием цифровой идентификации (электронная цифровая подпись, Id-карты, паспорта, банк ID), что делает невозможным фальсификацию результатов голосований как на этапе голосования, так и на этапе подсчета голосов. Сейчас уже функционирует E-VOX:NaRada – электронная система голосования для депутатов местных советов.
В Украине определенное время функционирует система электронных торгов Auction 3.0, с помощью которой уже проводятся электронные торги по аренде коммунального имущества. В основе Auction 3.0 также лежит технология блокчейн; соответственно, на результаты торгов не могут повлиять заинтересованные лица, а подача документов в электронном виде значительно облегчает процесс участия в таких торгах.
В дополнение к вышесказанному, буквально в день написания этой статьи Кабинет Министров Украины одобрил внедрение блокчейн в работу Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, а также в Систему электронных торгов арестованным имуществом (СЭТАИ). Таким образом, можно с уверенностью сказать, что государство идет правильным путем, внедряя новейшие технологии в повседневную работу государственных систем. Это действительно поможет в борьбе с коррупцией и обеспечит прозрачную деятельность государственных систем и органов.
Битва реестров: распределенный или централизованный?
При выборе способа распределения данных между пользователями однозначно преобладает распределенная система. Централизованная база данных зависит от центра, из которого распределяется информация к пользователям. На такую систему легче повлиять как программно, так и физически.
Осуществить хакерскую атаку на центральную систему базы данных легче, чем на децентрализованную или распределенную. Более того, недобросовестные лица, имеющие доступ к централизованной системе данных, могут вносить изменения или руководить такой системой, исходя из своих собственных целей. В случае перебоев в электроснабжении или сбоя программного обеспечения данные будут недоступны для пользователей, а если в серверной произойдет пожар, то информация будет утрачена навсегда.
Децентрализованная система отличается от централизованной системы тем, что таких "центров" базы данных несколько. Проблемные места остаются такими же, как в централизованной, но в меньшем масштабе в рамках отдельных "центров". Распределенная система – это блокчейн; такую систему невозможно уничтожить, изменить или отключить.
Распределенная база данных (блокчейн) для внесения информации в ее систему (базу данных) требует консенсуса (подтверждения записи более чем половиной пользователей системы). В этой системе также есть узкие места. Для примера, можно создать частный блокчейн из нескольких пользователей, пусть будет 10. Тогда для достижения консенсуса и внесения записи понадобится подтверждение пяти пользователей. Итак, контролировать внесение сведений технически легче, поскольку влияние нужно осуществить только на 5 компьютеров – это в пять раз больше, чем с централизованной системой, но в сотни раз меньше, чем в случае с публичным блокчейном на базе Эфириума (Ethereum), где для консенсуса, в зависимости от количества пользователей, может требоваться тысячи подтверждений таких пользователей.
ВЫВОД:
Развитие юридической профессии идет неудержимыми шагами, юридическая практика трансформируется уже сейчас. Все больше юридических компаний нанимают технических директоров для внедрения в работу технических решений, улучшающих и ускоряющих работу.
Украина же будто села на шпагат: с одной стороны мы вводим использование технологии блокчейн в работу государственных систем, а с другой – даже не имеем позиции относительно обращения с криптовалютами. Можно сказать, что мы одной ногой в будущем рядом с прогрессивными странами, а за вторую нас держит бюрократический динозавр, которому изменения не нужны.