В сентябре 2014 года гражданин "А" обратился к распорядителю публичной информации с запросом о предоставлении таковой, на что получил отказ. Спустя год судебной тяжбы решением от 17 апреля 2015 года суд признал отказ неправомерным; еще через два года, в декабре 2017-го, "А" решил взыскать причиненный им моральный вред.
Так на форуме JuristOFF появился вопрос: с какого момента считать срок исковой давности?
Позиция 1
С того дня, когда "А" получил отказ в предоставлении запрашиваемой им информации? Ведь согласно ч. 1 ст. 261 ГК Украины течение срока исковой давности начинается ото дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или лице, которое его нарушило.
То, что "А" обратился в суд с просьбой признать отказ в удовлетворении запроса на информацию неправомерным, говорит о том, что он точно знал, кто и как нарушил его права. А значит срок исковой давности, установленный законом в три года, пропущен; что, впрочем, не мешает поставить вопрос о признании причин его пропуска уважительными.
Если такие, конечно, найдутся.
Позиция 2
А может быть, ото дня, когда суд вынес решение, которым признал отказ неправомерным? Ведь до этого действия распорядителя формально ничьих прав не нарушали.
Более того, ст. 24 Закона Украины "О доступе к публичной информации" указывает на вину как обязательное условие привлечения к ответственности за безосновательный отказ в запросе на информацию. И это не говоря о ч. 3 ст. 23 ГК Украины, согласно которой одним из критериев, определяющих размер компенсации морального вреда, является степень вины правонарушителя.
Поскольку именно решением суда установлены неправомерность отказа и вина правонарушителя, срок исковой давности следует исчислять со дня его оглашения.
Мнение юристов
На первый взгляд, правы первые. Обращение в суд значит, что "А" знал не только о нарушении своих прав, но и нарушителе, а потому срок исковой давности к декабрю 2017 года истек (впрочем, не стоит забывать, что для его применения обязательно заявление стороны).
На второй – не все так просто. Так, один из участников дискуссии указал на лазейку, заботливо предоставленную Верховным Судом Украины. Согласно правовому заключению, которое изложено в постановлении от 12 июля 2017 года № 6-2458цс16, момент, с которого начинается течение срока исковой давности, зависит от особенностей конкретных правоотношений и может быть связан с разными юридическими фактами и даже тем, как их оценивает управомоченное лицо.
В частности, начало срока исковой давности может совпадать с моментом возникновения у потерпевшего права на иск, то есть возможности принудительно реализовать свое право. Здесь – с момента вынесения решения суда, которым отказ распорядителя публичной информации был признан неправомерным.
При этом суд не лишен права отступить от такого заключения при наличии достаточных мотивов.
Простой выход. Избежать такой ситуации, а заодно сократить время рассмотрения дела, просто – заявить в одном иске несколько связанных между собой требований: о признании отказа незаконным и компенсации морального вреда, причиненного им.
В таком случае согласно ч. 5 ст. 21 КАС Украины они будут рассматриваться в порядке административного судопроизводства. Если требование компенсации морального вреда заявлено отдельно, дело будет слушаться в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства.