В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


К договорам о предоставлении услуг принадлежит чрезвычайно большое количество как поименованных, так и поименованные договоров. В частности, это договоры перевозки, транспортного экспедирования, морского, портового, межпортовой буксировки, хранения, охраны, поручения, комиссии, договора о предоставлении информационных, консультационных, телекоммуникационных, аудиторских, юридических, образовательных, медицинских, ветеринарных услуг, туристического и экскурсионного обслуживания тощо57. Отдельное место среди этих договоров занимают договоры о предоставлении финансовых услуг, которые, несмотря на их предмет и область применения, составляют обособленную группу, что отражено, например, в заключенном в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Генеральном соглашении о торговле услугами от 15 апреля 1994 р.58

Глава 63 ГК регулирует общие положения об услугах и имеет одновременно как общее, так и специальное приложение. Так ч. 1 ст. 901 ГК устанавливает общий признак указанных договоров, а именно потребление услуги в процессе совершения определенного действия (выполнение медицинской операции) или осуществления определенной деятельности (перевозка груза). Итак, результат деятельности исполнителя в таких договорах всегда является нематериальным, неуречевлений, т.е. не связанным с изготовлением, обработкой, переработкой, ремонтом вещи или выполнением другой работы с передачей ее результата заказчику, как это имеет место в договорах подряда (ч.2 . 837 ГК). Полезный результат в договорах о предоставлении услуг не может существовать отдельно от действия или деятельности и не может быть передано отдельно от них самих, а получение услуги прекращается с прекращением действий (деятельности) исполнителя. В связи с этим на результат данных договоров установления гарантийных сроков (сроков годности) невозможно. Так, в договоре перевозки груза доставка груза в пункт назначения и выдача его уполномоченному лицу означает выполнение договора перевозчиком, одновременное потребление услуги получателем и прекращение правоотношения.

Признаком указанных договоров является их тесная связь с лицом исполнителя, на что указывает ч. 1 ст. 902 ГК. И хотя выполнение обязанности исполнителя (ч. 1 ст. 528 ГК) может быть возложено на другое лицо, если это специально предусмотрено договором, исполнитель остается ответственным перед заказчиком в полном объеме. Последнее объясняется распределением рисков невыполнения обязательства, имеет место в этих договорах. В отличие от договоров подряда, где риск недостижения результата работ несет подрядчик и действует принцип "отсутствует результат - отсутствует оплата" 59, исполнитель предоставляет услуги на риск заказчика и не гарантирует обязательного достижения ожидаемого результата. Это является определяющим для выбора последнее личности исполнителя. Кроме того, как отмечает М.В. Кротов, достижения полезного результата зависит и от того, как происходит ее потребление, имеются ли объективные условия для его досягнення60. Так, если лицо не нашла необходимой информации в сети Интернет, это не лишает ее обязанности оплатить провайдеру предоставленные телекоммуникационные услуги. Закономерен правило ч. 2 ст. 903 ГК, заказчик обязан выплатить исполнителю умную плату, если невозможность исполнения возникла не по вине исполнителя, а также выплатить плату в полном объеме, если неисполнение имело место по вине заказчика.

Глава 63 ГК имеет и специальный характер, поскольку ч. 2 ст. 901 ГК устанавливает общее правило о возможности применения норм этой главы ко всем договорам о предоставлении услуг, на чем особо отмечается в литературе по гражданскому права61. Данное правило становится важным при регулировании непоймено-ных договоров, а также субсидиарно к частично урегулированных правоотношений по оказанию услуг. Например, при определении условий ответственности комиссионера за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента по ст. 1021 ГК соответствующем применению подлежит ч. 1 ст. 906 ГК.

Несмотря на разнообразие, все обязательства по предоставлению услуг традиционно делятся на обязательства по оказанию фактических услуг (перевозка, хранение), услуг юридического характера (поручение, комиссия), а также услуг как фактического, так и юридического характера (транспортное экспедирование, агенты-вание), зависит от характера деятельности исполнителя.

Договоры об оказании услуг в подавляющем большинстве сформулированы как договоры консенсуальные, они являются заключенными, согласно общему правилу ч. 1 ст. 640 ГК, с момента получения лицом, направившим предложение заключить договор, ответа о принятии этого предложения. Вместе с тем договор перевозки груза в ч. 1 ст. 909 ГК сформулирован как договор реальный, так как считается, что правоотношения до момента передачи груза перевозчику могут быть урегулированы отдельным договорам об организации перевозок вантажив62. По общему правилу реально договор хранения (ч. 1 ст. 936 ГК), если договором не установлена обязанность профессионального хранителя хранить вещь, которая будет передана ему в будущем (ч. 2 ст. 936 ГК).

Договоры о предоставлении услуг имеют как возмездный, так и безвозмездный характер, хотя в соответствующих главах ГК в целом придерживается общего правила о возмездность договора (ч. 5 ст. 626 ГК), предусматривая право исполнителя (сохраняется-ча, поверенного, комиссионера и т.п.) на плату за выполнение его обязанностей. Вместе с тем договоры хранения с участием физических лиц, не являющихся предпринимателями, а также хранение в гардеробах организаций, считаются общему правилу безвозмездным. Размер оплаты может быть установлен сторонами согласно их договоренности, определенной по общим правилам ч. 4 ст. 632 ГК или нормативно, в частности, как это имеет место с установлением тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины, на прием и доставку отечественных периодических печатных изданий по подписке тощо63. Следует отличать оплату за предоставление услуг и возмещения исполнителю фактических расходов, необходимых для выполнения договора, которые заказчик обязан возместить по договору о безвозмездном предоставлении услуг даже в случае невозможности выполнения по вине самого заказчика или вследствие непреодолимой силы (ст. 904 ГК), а также если они не включены в плату за услуги (ст. 947; п. 2 ч. 1 ст. 1007, ст. 1024 ГК).

Ответные договора о предоставлении услуг является двусторонним (взаимным), поскольку предусматривают встречные права и обязанности их сторон, как правило, порождает встречность исполнения обязательства (ст. 538 ГК). Безвидплатнисть данных договоров характеризует их односторонность, поскольку не порождает встречной обязанности или обязательственных правоотношений вообще.

Значительное количество договоров о предоставлении услуг являются публичными (ст. 633 ГК) с возложением на исполнителя-предпринимателя обязанности предоставления услуг каждому, кто к нему обратится (хранение в камерах, помещениях общего пользования, складское хранение, телекоммуникационные, образовательные услуги). С учетом субъектного состава в таком случае на правоотношения распространяется также Закон Украины "О защите прав потребителей" 64.

Сторонами договоров о предоставлении услуг являются исполнитель (перевозчик, экспедитор, хранитель, поверенный, комиссионер, аудитор, туроператор, турагент и т.п.) и заказчик (отправитель, пассажир, клиент, поклажедатель, доверитель, комитент, турист и т.д.). В предусмотренных законом случаях к субъектному составу указанных договоров предъявляются определенные требования, в частности, связанные с необходимостью получения лицензии на занятие соответствующим видом деятельности (перевозка пассажиров, грузов воздушным, речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом, медицинская, ветеринарная практика, охранные услуги, туроператорская деятельность и т.п.) 65.

Как правило, единственным существенным условием договоров о предоставлении услуг является их предмет, которым выступает сама нематериальная услуга, т.е. определенное нематериальное благо, которое предоставляется одним лицом (исполнителем) и потребляется другим лицом (заказчиком) в процессе совершения исполнителем определенных действий или осуществление определенной дияльности66. Исходя из вышеуказанной классификации исследуемых договоров, к фактическим услугам следует относить те, содержание которых заключается в действиях, приводящих к изменению фактического положения вещей или обстоятельств, определяют их существование в пространстве, времени, качества. Юридический характер услуг означает возникновение, изменение или прекращение правоотношения или наступления иного правового результата (переход прав собственности к комитенту на приобретенное имущество) непосредственно для управомоч-ной лица. Смешанный характер услуг, который имеет место, в частности, в договоре транспортного экспедирования, означает, что исполнителем услуг как фактические (организация перевозки груза различными видами транспорта и его охрана), так и юридические (оформление товарно-транспортной документации, уплата пошлины, сборов и расходов , возложенных на клиента). Предмет договора по предоставлению услуг с учетом его конкретного вида может характеризоваться определенными особенностями, в частности, с необходимостью определения вида, веса и качества груза и транспортного средства, пункт назначения, четкого определения юридических действий, которые необходимо совершить поверенному, предмет и срок аудиторской проверки, объем аудиторских услуг и т.п.. К существенным условиям договора комиссии, по которым комиссионер обязуется продать или купить имущество, являются условия об этом имуществе и его цене (ч. З ст. 1012 ГК).

Срок договора о предоставлении услуг не отнесена ГК к его существенных условий, хотя в. 1001 ГК и устанавливает правило о необходимости определения срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя. Статья 905 ГК указывает, что он определяется по договоренности сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Срок приобретает важное значение, в частности, в договорах о предоставлении медицинских, аудиторских услуг или туристического обслуживания, когда четкое определение его начала и окончания является жизненно необходимым, или влияет на финансовые интересы стороны или определяет возможности получения услуги.

Как правило, законодательство специально ссылается на необходимость соблюдения письменной формы договора о предоставлении услуг (статьи 909, 934, 957 ГК, ст. 20 Закона Украины "О туризме") или отсылает к общим положениям о форме сделок (ч. 1 ст. 937 ГК ), однако не предусматривает его недействительности в случае несоблюдения такой формы. Интересно толкование абзаца второго ч. 1 ст. 937 ГК, которое предусматривает отдельное правило, но из которого допустимо сделать обобщающий вывод о критериях предоставления сделкам письменной формы. Указанная норма ссылается на необходимость заключения договора в письменной форме независимо от стоимости вещи, которая будет передана на хранение, что определяет зависимость суммы сделки (п. ч. 1 ст. 208 ГК) именно от стоимости вещи, а не услуги (которая может быть безвозмездной). Заключение договора о предоставлении услуг подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента, другого установленного документа) (ч. 4 ст. 909 ГК), билета и багажной квитанции (ч. 2 ст. 910 ГК), выдачей номерного жетона, другого знака (ч. ст. 937 ГК), письменная форма считается соблюденной, если принятие вещи удостоверено распиской, квитанцией или другим документом, подписанным хранителем (ч. 1 ст. 937 ГК) или удостоверено складским доку-ментом (ч. ст. 957 ГК) или путем выдачи ваучера (ст. 20 Закона Украины "О туризме"). Следует обратить особое внимание, что выдвижение требований относительно формы договора о предоставлении услуги иногда неуместно, поскольку определенные правоотношения могут возникать не из договора как такового, а, например, из закона или решения суда (статьи 974, 975, 976 ГК).

Содержание договоров о предоставлении услуг зависит от конкретного вида договора и чрезвычайно разнообразным, права и обязанности сторон в них объединяет обязанность исполнителя оказать услугу, а заказчика - оплатить ее, если правоотношения является от-платными.

Новеллой законодательства является установление в. 906 ГК общего правила об ответственности исполнителя в случае нарушения договора о предоставлении услуг, которая зависит от характеристики договора как ответного и статуса исполнителя как предпринимателя. Так, в возмездных договоров нанесенный исполнителем убытки возмещаются в полном объеме в случае его вины, если услуга оказана им не во время осуществления предпринимательской деятельности, и независимо от вины - при наличии признаков такой деятельности (основанием освобождения от ответственности в этом случае закон отмечает наличие непреодолимой силы). Если ущерб причинен в безвозмездном договоре о предоставлении услуг, условия гражданско-правовой ответственности исполнителя являются общими (статьи 614, 617 ГК), однако размер его ответственности ограничивается, по общему правилу, двумя тысяч рублей (ч. 2 ст. 906 ГК) . Вместе с тем нормы об отдельных договорах включают в некоторых случаях специальные правила об условиях и размер ответственности исполнителей (статьи 923, 924, 950, 951 ГК).