1. Общими принципами гражданского законодательства являются:
1) недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека;
2) недопустимость лишения права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией Украины и законом;
3) свобода договора;
4) свобода предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;
5) судебная защита гражданских прав и интересов;
6) справедливость, добросовестность и разумность.
Комментарий:
1. При применении в. С ГК следует учитывать особенности принципами (принципов) отдельных отраслей законодательства. Они, прежде всего, призваны воздействовать на текущую правотворческую деятельность. Субъекты правотворческой деятельности, в том числе законодатель, должны учитывать требования основных принципов. Но последствия неучет требований принципами являются разными для законодательных и других нормативно-правовых актов. Специальные (конкретные) законодательные положения подлежат преимущественному применению перед общими положениями, тем более - перед основными принципами, которые являются наиболее общими положениями. Итак, невыполнение законодателем требований принципами не является основанием неприменения законодательных положений, которые противоречат ст. С ГК. Во-законные акты полностью подчинены Конституции и законам, в том числе и наиболее общим положениям законов. А потому подзаконные акты не могут применяться, если они противоречат законодательным актам, в том числе и основам, сформулированным в ст. С ГК.
И все же основные принципы влияют определенной степени и на текущую законодательную деятельность, предоставляя содержания законодательных актов определенного единства.
2. Основные принципы, по определению, должны включать в свое содержание нормативный регулятор и декларацию. В той части, в которой основные принципы содержат в себе нормативный регулятор, они являются обязательными для участников соответствующих гражданских отношений. В той части, в которой основные принципы содержат в себе декларацию, они не являются строго обязательными. Но декларативные элементы по мере готовности общественных отношений воспринять эти элементы как обязательные, превращаются в нормативный регулятор. Поэтому при формулировке основных принципов неуместно использовать оговорки типа «если иное не установлено законом». Основная засада, которая полностью потеряла элементы декларации, перестает быть таковой и превращается в обычную правовую норму.
3. Применение основных принципов к гражданским правоотношениям всегда применением аналогии права, в том числе и тогда, когда в результате противоречия основной принципе не применяется положение подзаконного нормативно-правового акта.
4. Из всех основных принципов, сформулированных в ст. С ГК, выделяются принципы добросовестности, справедливости и разумности. Эти принципы входят в содержание принципа верховенства права, закрепленного в части первой ст. 8 Конституции Украины [1], а потому приобретают юридическую силу конституционных положений. Возникает мысль о том, что в гражданском законодательстве потребность исчезает вообще. По крайней мере, в каждом случае противоречия между конкретными законодательными положениями и принципами добросовестности, справедливости и разумности предпочтение следует отдавать последним. Но это утверждение правильным только вообще. При большем приближении к проблеме мы обнаруживаем, что сами эти принципы по юридическому содержанию не является однородным: они содержат в себе не только нормативный регулятор, но и декларацию. Следовательно, для решения вопроса о возможности преимущественного применения принципов добросовестности, справедливости и разумности перед конкретными нормативными положениями необходимо убедиться в том, что в соответствующей части эти принципы должны выполнять функцию нормативного регулятора, а не является декларацией. Это - очень сложная задача. К тому же и граница между нормативным регулятором и декларации не является постоянной: постепенно она меняется в пользу первой из названных двух составляющих. Поэтому суд может не применять конкретные законодательные положения, противоречащие принципам добросовестности, справедливости и разумности, только тогда, когда противоречие конкретных положений названным принципам очевидна. Если судья чувствует, что судебное решение, которое он должен принять на основании конкретных правил, противоречит природе человека, которому Бог дал разум и нравственные чувства, он в силу принципов добросовестности, справедливости и разумности должен отойти от конкретных положений гражданского законодательства и применить эти принципы как нормативный регулятор в порядке аналогии права.
Но отступая от конкретных нормативных положений в пользу принципов к-бросовисности, справедливости и разумности, субъект правоприменения должен быть крайне осторожным. Нельзя допустить, чтобы такие уступки были массовыми. И каждое такое отступление должно быть тщательно мотивированным.
5. Принципы добросовестности, справедливости и разумности являются универсальными. Они придают системе права единства и исключают необходимость на стадии правоприменения вести поиск текстуально незакрепленных в ГК принципами. Во всех случаях, когда в актах гражданского законодательства применяются оценочные понятия, их содержание должно определяться с помощью принципов добросовестности, справедливости и разумности. Во всех случаях, когда закон предоставляет суду право решить вопрос о правах и обязанностях участников гражданских правоотношений, но не устанавливает, как это должно быть сделано, применяются принципы добросовестности, справедливости и разумности.
6. Нормативно закреплены принципы добросовестности, справедливости и разумности вы-подключают необходимость в использовании таких нормативных регуляторов, которые выходят за пределы действующего гражданского законодательства. Законодательное закрепление этих принципов устранило любое несоответствие между положительным и естественным правом, ибо идеи естественного права теперь интегрированы в позитивное право.